MIDI -
Это на самом деле не файлы такие и не музыка (как
вы, наверное, сначала решили) это аббревиатура (сокращение) английских слов:
Musical Instruments Digital Interface (домашнее задание для любознательных:
сложите вместе первые буквы этих слов), или, по-русски Цифровой Интерфейс
Музыкальных Инструментов (предупреждение для старательных: первые буквы
складывать не надо!). Понимающие иностранный язык уже догадались, что это обмен
цифровыми электронными сигналами между музыкальными инструментами, к которым
можно отнести и вашу звуковую карту (после этих слов не рекомендуем выламывать
её из компьютера и с вожделением искать на ней за чтобы там подёргать, чтобы
извлечь звук). Как принято у каждого нормального компьютера, даже включая ваш,
все данные передаются "в цифре", т.е. в виде 1 и 0. Почему и зачем цифрами, а не
прямо нотами? Да потому что цифры это то, что человек придумал сам для себя и
может целиком и полностью описать ими все действия над чем либо и правила этих
действий. А вот ноты это просто обозначение звуков, существующих в природе
(точнее, некоторых их характеристик). Например, вы очень легко можете на слух
отличить рояль от барабана, когда они играют одну и ту же ноту, но попробуйте
описать услышанное (так-так... а теперь попросите кого-нибудь описать то же
самое). Одного слова мало, верно? А в математике разницу всегда можно объяснить
понятиями больше, меньше, равно. В то же время это и недостаток математического
описания природных явлений в естественных условиях равенство невозможно, т.е.
нет ничего одинакового (а то, что меньше, может быть в то же время шире)! Но
сама возможность описать в цифрах все, что угодно заставляет нас (не
извращенцев, а все человечество) снова и снова использовать их в самых
неожиданных местах. Такой вот цифровой интерфейс и был придуман и
производителями ЭМИ (электронных музыкальных инструментов). Весь секрет в том,
что MIDI это не формат файлов (и даже не запись звука!), а способ обмена
сообщениями между различным музыкальным (и не очень) оборудованием, а сами
файлы, содержащие MIDI сообщения имеют формат SMF (Standard MIDI File) и то не
всегда. Сообщения эти в переводе на человеческий язык выглядят так: Я,
инструмент под номером 1 посылаю ноту номер 43, длительностью 99, сыгранную
программой 1 на канале 16; или Я, инструмент под номером 2 устанавливаю
громкость в 100, на канале 16; или Я, инструмент под номером 1 посылаю сообщение
<12345 87654 97976 87654> инструменту номер 16.
Как видите, ни о какой музыке и речи не идёт (а в последнем
случае вообще типичное Юстас Алексу...)! MIDI устройства обмениваются между
собой сообщениями вида: Передатчик сообщения, приёмник(и) сообщения, тип
сообщения (нота, параметр, текст, цифры и т.п.). При этом сам смысл сообщений
расшифровывается теми, кому они были посланы, например команда для светового
пульта: сменить красный на синий, или просто послание другу: Дай ножичка или
карандаша! И, хотя в качестве стандартных сообщений определены ноты, различные
муз. инструменты и характеристики исполнения, но лишь как номера сообщений и их
параметров. То есть сказано, что инструмент (в MIDI он называется программа)
номер 1 это рояль и все, а каково должно быть его звучание решать производителю
(на заводе) и вам (в магазине). Одной из причин отказа от нотного представления
была и возможность использования в любом виде оборудования, а не только
музыкальных инструментах.
Откуда тогда берётся музыка? Её исполняют специальные
устройства звуковые (музыкальные) модули. Обычно их называют синтезаторы (хотя
большинство из них таковыми не являются, поскольку не создают, а только
воспроизводят заранее записанные разными способами звуки). Они превращают
MIDI-сообщения в звучание нот. В диком виде встречаются редко. Обычно живут
внутри клавиатур, звуковых карт, микрофонов караоке ;-) Так что
звучание
музыки записанной в формате MIDI целиком и полностью определяется имеющимся у
вас оборудованием
. При этом следует заметить, что разные синтезаторы будут
по-разному воспроизводить одну и ту же запись. Конвертировать MIDI-сообщения в
звук невозможно, поскольку отсутствует однозначное соответствие MIDI-сообщений
определенной манере исполнения и характеру звучания инструмента. Аналоговые (по
принципу звукоизвлечения) MIDI-инструменты могут исполнять одну и ту же запись
каждый раз по-разному.
Synthesizer
- Синтезатор. Устройство для создания чего
либо. Музыкальных тонов в нашем случае.
WaveTable
Таблица Волн. Наиболее точный вид синтеза. Очень
часто применяется как рекламный трюк для SamplePlayback синтезаторов. В
музыкальных инструментах не применяется ввиду сложности самого метода,
подразумевающего запись всего спектра волн, возникающих при всех способах
звукоизвлечения и описания степени их присутствия во все моменты звучания
инструмента при всех положениях рабочих органов. Поэтому в реальных синтезаторах
вместо таблицы волн применяется формантный синтез, при котором используются не
все, а только характерные волны. Стоит он очень дорого и используется только в
профессиональном оборудовании (Дорог не формантный синтез, а описание реальных
инструментов в этой форме).
Sample
Сэмпл (образец звука. Очень часто бывает достаточно
записать звуки и потом просто воспроизводить их в нужный момент - например,
записав звук всех клавиш рояля)
SamplePlayback
Способ звукоизвлечения, основанный на
вышеуказанной методике проигрывания предварительно записанных звуков. Рекламируя
свой товар производители часто называют его WaveTable, поскольку записанные
звуки представляют собой своего рода таблицы. Весь набор инструментов,
воспроизводимых с помощью имеющихся звуков называют банком. Устройства этого
типа наиболее распространены. Многие синтезаторы других типов также используют
этот метод как основу.
Samlper
устройство для записи/воспроизведения фрагментов
звучания (сэмплов). Обычно выполняет также все функции SamplePlayback-устройств
как синтезаторов (в отличие от них здесь нет готовых звуков).
Physical Modelling
Физическое моделирование (имитация
физических процессов, приводящих к определенному звучанию инструмента Основными
способами синтеза звука моделированием являются аддитивное звукоизвлечение путем
добавления гармоник к основному сигналу, субтрактивное удаление лишних гармоник
из основного сигнала, формантное сложение сигнала из отдельных гармоник. В
чистом виде эти виды синтеза для создания муз. инструментов не используются
из-за отсутствия чистых музыкальных тонов. Основной создания звука из отдельных
составляющих, в зависимости от способа звукоизвлечения является обычно
комбинация разных методов. Именно этот метод используется обычно в аддитивных,
субтрактивных и формантных синтезаторах. Также широко применяется при создании
синтезаторов моделирование при помощи различных алгоритмов физических устройств
в целом: генераторов, усилителей, фильтров.
Analog
Аналоговый (подобный). Природный сигнал
характеризующийся непрерывностью и соответствием записи своему оригиналу. При
помощи современного оборудования запись, а главное хранение, таких сигналов без
искажения невозможны. Тем не менее это наиболее натуральная форма представления
сигнала (все природные процессы и звук в том числе - аналоговые).
Digital
Цифровой. Представление сигнала числовыми
значениями уровня - характеризуется дискретностью (прерывистостью). В этом
случае исходный сигнал записывается в виде значений уровня через определенные
промежутки. Частота промежутков или выборки (дискретизации) определяет близость
записи к форме оригинала, а разрядность используемых чисел - соответствие
амплитуды. Основное преимущество такого сигнала - возможность хранения и
обработки без потери качества (обратите внимание обработка без потери качества в
звукозаписи используется мало, поскольку обработка звука подразумевает его
полную трансформацию в совершенно иной звук, с может быть лучшим звучанием, но
отличный
от оригинала).
Virtual Synthesizer
Виртуальный (ненастоящий) синтезатор.
Реализация функций синтезатора на имеющемся оборудовании (например в виде
программы для компьютера или при помощи функций другого синтезатора).
General MIDI (GM)
Описание стандартного набора звуков и
команд для MIDI-устройств.
GM2 (General MIDI Level 2)
- Обновленная версия стандарта
GM с увеличенным числом звуков и команд.
eXtended General (XG)
Расширение стандарта General MIDI
используемое в инструментах фирмы Yamaha.
General Synthesis (GS)
Расширение стандарта General MIDI
используемое в инструментах фирмы Roland. Это расширение поддерживается
подавляющим большинством инструментов других производителей.
Sequencer
Секвенсер. Устройство или программа для
записи/воспроизведения последовательностей (MIDI сообщений). Что-то вроде
магнитофона.
Bank
Банк. Набор или объединение звуков/параметров. Банками
называют объединения номеров инструментов, наборы звуков, наборы характеристик
звучания и т.п.
Polyphony
- Полифония. Характеристика, отражающая
количество одновременно воспроизводимых звуков (например, сколько нот
одновременно способен воспроизводить синтезатор) Для General MIDI устройств
полифония обычно составляет от 32 до 128 нот.
Multitibral
Мультитембральность. Определяет количество
воспроизводимых
разных
звуков, например, количество инструментов
единовременно воспроизводимых синтезатором. Для General MIDI устройств обычны
значения от 16 до 32. Что позволяет одновременно воспроизводить на 16 каналах
разные инструменты. Правда, при полифонии в 32 ноты при одновременном звучании
всех инструментов каждому достается по 2 (32ноты /16 каналов) ноты.
Channel
канал. В MIDI передаваемым сообщениям присваивается
номер канала (от 1 до 16) Получается как бы 16 дорожек воспроизведения (или 16
музыкантов). На каждой свой инструмент и свои ноты. Многие инструменты позволяют
управлять распределением каналов и их характеристиками.
Port
Порт. Так обозначаются интерфейсы приема/передачи
MIDI-сообщений. Обычно используются традиционные обозначения IN (Вход) OUT
(Выход) и THRU (Сквозной, или транзитный). Выход одного устройства соединяется с
входом другого устройства.
RPN
Registered Parameter Number (Значение известного
параметра) Сообщения, изменяющие значения каких либо параметров.
NRPN
Non-Registered Parameter Number (Значение неизвестного
параметра) Сообщения, определяющие значения параметров. С точки зрения
исполнителя сообщения RPN и NRPN несут одинаковую нагрузку изменение/задание
параметров работы модуля.
SysEx
System Exclusive message (Эксклюзивное системное
сообщение) Как явствует из названия это сообщение специально для определенного
устройства. Эти сообщения часто используются для задания режимов работы вместо
NRPN и RPN поскольку позволяют точно адресовать устройство, которому
предназначены (все модели MIDI-устройств имеют специальные идентификаторы, при
том, что существуют идентификаторы групп, например GM-сообщения, будут приняты
всеми устройствами, совместимыми с General MIDI. Сообщения, адресованные Roland
XP будут приняты всеми модулями этой серии, а сообщения для XP-50 будут приняты
только модулями этой модели). То есть если сообщения NRPN и RPN будут
обрабатываться всеми устройствами, способными их принимать и обрабатывать, то
SysEx только теми, которым они предназначались. При этом у NRPN и RPN есть
большое преимущество они быстрей обрабатываются модулем поскольку однозначно
указывают какие параметры меняются. Для SysEx нужно дополнительное время чтобы
выяснить, что за параметры там указаны (поскольку эти сообщения могут передавать
в модуль еще много разной информации). Вообще в выборе способа управления
параметрами лучше опираться на инструкцию к модулю, обычно там указаны
оптимальные методы (а еще лучше использовать дополнительные панели управления
или компьютерные программы для управления соответствующим синтезатором). От
чтения инструкции они не спасут, но значительно облегчат задание нужных
параметров.
SMF (Type 0, Type 1, Type 2)
Standard MIDI File
(Стандартный MIDI-файл). Стандартный файл, содержащий MIDI-сообщения. Обычно
SMF-файлы имеют расширение .MID (но необязательно, могут быть и .RMI). Эти файлы
позволяют хранить записи и использовать их на разном оборудовании (при этом
устройства могут использовать и собственные форматы хранения записей). Пример:
музыка на MIDI.Ru. Несмотря на то, что некоторые мелодии предназначенные для
определенных синтезаторов могут звучать дико на вашем, они будут слышны и их
можно при желании адаптировать к любому другому, поскольку формат записи
определяется стандартом (собственные форматы записи модулей могут при этом
вообще не поддаются описанию). Единственное неудобство созданное разработчиками
стандарта: это наличие трех типов стандартного MIDI-файла:
Тип 0
(Type 0)
- это запись всех сообщений в том виде, в каком они передаются устройствами,
файлы этого типа легко читаются всеми устройствами;
Тип 1
(Type 1) -
запись, разделенная на отдельные дорожки (Tracks). Обычно используется при
создании и хранении композиций поскольку удобен для восприятия человеком;
Тип
2
(Type 2) - разделение записи на отдельные асинхронные дорожки (каждая
может начинаться, когда вздумается) и паттерны (последовательности), на которые
могут ссылаться дорожки. Аналогичен формату Ритм-машин и программ-трекеров.
Применяется очень редко и практически не поддерживается.
DAC
- (Digital to Analog Converter) Цифро-аналоговый
преобразователь. Устройство, для перевода цифровых сигналов в аналоговую форму.
Является главным при воспроизведении цифрового звука.
ADC -
(Analog to Digital Converter) Аналого-цифровой
преобразователь. Устройство для перевода аналоговых сигналов в цифровую форму.
От него во многом зависит качество записи звука в цифровой формат.
Как убрать голос из записи? Какая программа это делает?
Ответ прост - никакая. Обычно цель подобных действий - получить
чистую мелодию, без вокала. Для автоматических средств это сверхзадача,
поскольку программа (или прибор) способна лишь убрать голос, точнее удалить все
его частотно-амплитудные составляющие из записи (если, конечно, есть аналогичный
"образцовый" голос). При этом та музыка, что была "под" голосом лишится этих
составляющих в той же степени (потому что отличить звук получившийся от
наложения голоса и музыки друг на друга от звука получившегося иначе, но
имеющего те же характеристики, не получится) - возникнут "провалы", восстановить
которые уже невозможно. Более того - в силу разных причин (широта спектра
голоса, ограниченные возможности фильтров, деление диапазона на ограниченные
фрагменты и пр.) удаляемых составляющих будет немного больше, чем нужно - что
придаст конечному результату совсем уж несуразный вид. Конечно, с голосом можно
"бороться" как с обычным шумом: противофазой, "наклейкой" неиспорченного
материала, эквалайзером, фильтрами и т.д.
Еще раз о переводе MIDI в WAV или MP3 и обратно
К нашему великому сожалению интерес к этой теме не угасает, а
очень даже наоборот - так что придётся написать еще несколько пустых слов на эту
тему (очень надеюсь, что это руководство поможет читателю осознать что проблема,
ставшая основой моего повествования, скорее философская, чем техническая). Ну
что ж, если вам так хочется узнать, в чем смысл жизни, я попробую рассказать где
его искать (Пока его никто не нашёл - но, может вам повезёт?).
Многое из того, что должно было быть написано - было опущено
(главная задача этой статьи - заставить своего читателя читать другие статьи на
MIDI.Ru и составить собственное мнение по проблеме. Проблеме?).
Глава I: Туда
Для начала мы вас пошлем.. в начало этой статьи, чтобы вы
внимательно прочитали, что же такое этот MIDI. И как вы ознакомитесь с этими
сокровенными тайнами, приходите снова к этой теме, и читайте далее.
Итак вы ознакомились с этим непонятным пока понятием MIDI.
Страшно? Вряд ли... Большинство производителей музыкального оборудования дышат
друг другу в затылок и стараются отобрать у кровного брата кусок хлеба - и как
результат MIDI файлы содержащие только стандартные сообщения порождают похожие
мелодии на разных инструментах (но вот звучание самих инcтрументов будет в
большинстве случаев различным) - тут, как и в выборе самой музыки все зависит от
вашего вкуса (Ну, и кошелька, тоже). В большинстве звуковых карт (если вы
читаете этот текст после покупки пианино переходите к следующему параграфу)
можно использовать различные наборы инструментов - но выбор подходящего набора
ложится целиком на ваш слух (вы перебрали 5-6 вариантов и недовольны? Тогда,
скорее всего у вас "нездоровые" наклонности к "собственной" музыке и вам нужно
учится делать все по-своему.
Да! Всё, что говорится относится к файлам в стандарте General
MIDI (General MIDI 2) - эти стандарты описывают общие для всех MIDI устройств
сообщения, различное оборудование и инструменты могут использовать
дополнительные и специфичные параметры необходимые для выполнения их функций
(услышав странные звуки вместо музыки - не пугайтесь, вполне возможно, это
неправильно истолкованные инструкции для какого нибудь
пиро-гиро-химо-дымо-газо-свето-аэро-гриля, которыми кто-то украсил свою
композицию).
А когда же расскажут про запись в WAV и MP3? Хм... Наверное,
никогда... Как мы всё это время рассказывали,
звук в MIDI отсутствует
полностью
! Так что все способности вашего оборудования в игре и записи
зависят только от вас: Что вы купите - то и получите (Вы ведь, наверное,
догадались, что это оборудование отнюдь не предназначено для увеселения
почтеннейшей публики). Но вот про то, как происходит запись с различных
устройств, мы наверное, должны рассказать. Если вы просто решили увековечить
песенки с karaoke.ru в своём исполнении, вам не к чему знать откуда корова берёт
молоко (и уж тем более, покупать ЭТО), но вот узнать - с какой стороны подходить
к этой корове и где искать молоко - придётся (вы же не захотели обратиться к
доярке, да и стерилизованное, на CD вас тоже не устраивает).
Итак, приступим... (Руки мыли?) сначала мы должны убедиться,
что при воспроизведении MIDI-файла мы слышим звуки, издаваемые нашим синтезатором
(Вообще-то, по паспорту она... Тьфу! Тонгенератор! То есть породитель тонов
[музыкальных таких]. Нот, в общем. Но это технические подробности производства
молока коровой - забудем о них.) - но с этим должно быть все в порядке (иначе
с чего бы вдруг вам захотелось все это записать?). Потом мы должны узнать -
попадает ли музыка, которую мы слышим в звуковую карту (или другое записывающее
устройство)? Если никаких MIDI-устройств у вас нет (или они не подключены к
компьютеру) - это значит, что то, что слышно - производится самой картой (Хороший
признак! Что слышится - то и пишется!), остается только выбрать что писать.
Из чего? Давайте посмотрим : в установках параметров записи системного микшера
(как производится запись в Windows см. статью Алексея Мохового о том же самом
) может быть регулятор “MIDI”, “GM Synth”, “Synthesizer” и т.п. для записи с
собственного синтезатора карты (иногда этот выход может быть выведен на цифровой
вход “Digital In”) если мы хотим просто записать музыку этого должно быть достаточно.
Если же мы хотим записывать еще и свое пение или такого регулятора нет - придется
воспользоваться регулятором “What U Hear”, “OUT”, “Wave” т.п., для записи звука
“как слышится“. Подробно и правильно о производстве записи см. в руководстве
к звуковой карте. Внешние синтезаторы подключаются к цифровому, линейному или
дополнительным входам звуковой карты - в этом случае не забудьте проверить в
микшере, что запись с соответствующего входа разрешена. Если внешнее устройство
имеет собственную интерфейсную плату или преобразователь убедитесь, что запись
идет с нее, или что она подключена к звуковой карте и разрешена запись с входа,
к которому она подключена. Для всех случаев соединения в руководстве звуковой
карты есть картинки (если вы используете внешнее или дополнительное музыкальное
оборудование, не имеющее инструкции на русском языке - можете попросить надписать
русский перевод на картинках с коммутационнными схемами). Под конец, убедитесь,
что разрешена запись со всех избранных вами источников звука (запись со всех
неиспользуемых источников лучше запретить) - синтезатор, микрофон и т.п. Теперь,
когда вы разобрались откуда, куда и что играет (не разобрались? Попросите помощи
в службе технической поддержки производителя вашей аудиокарты. Не помогло? Очень
жаль... Производители больше всех знают о своей продукции) осталось только усладить
свой слух установкой уровней записи, проще (пусть и неправильно) говоря, её
громкости (следует обратить внимание - что в первую очередь следует регулировать
громкость источников звука, и в последнюю - уровни на входах звуковой карты)
- это необходимо, скорее, для микрофона (соотношение уровней внутренних устройств
обычно оптимально устанавливаются производителем).
А записывать как же?! А вот с этим вопросом лучше обратиться к
программам, поставляемым вместе с вашей звуковой картой - там наверняка есть
программа для воспроизведения/записи WAV-файлов (возможно и MP3). Если нет -
придется заглянуть в раздел программ на MIDI.Ru. Для записи в MP3 можно
порекомендовать программы типа mixmp3 (хотя запись “сразу” в MP3 никаких
преимуществ перед записью “потом” не имеет, тем более, что даже в WAV запись
производится далеко не сразу). А в общем случае - для записи (сохранения) данных
может быть избран любой формат, из поддерживаемых системой (для этого
операционная система использует специальные программы: кодеки - КОдер-ДЕКодер ).
Другой вариант “записи” - использование программных
синтезаторов (Roland Virtual Sound Canvas - VSC-88, Yamaha SoftSynth - S-YXG100
и др). Они обычно имеют функцию сохранения в файл (исключение - S-YXG, для
которых необходимо применение дополнительной программы типа Virtial Audio
Cable).
Почему мы всё время посылаем вас “на инструкцию”? Да потому что
вы ее не читали (или читали невнимательно). И еще, потому что там все есть. И к
тому же не существует волшебных программ конвертирующих MID в WAV (Просто
потому, что это абсолютно разные вещи). И рассказываем мы всё это не затем,
чтобы научить вас “конвертировать” то в это, а затем, чтобы вы смогли
сориентироваться в своих потребностях в соответствии с вашими возможностями и
выбрать свое собственное, “наилучшее” решение.
Глава II: Обратно
С “обратно” всё гораздо проще, чем “туда” - конвертировать
звук в ноты невозможно
(Ну, в ноты-то можно а вот в музыку...). Поскольку
один и тот же звук можно трактовать как одну ноту, так и как целый аккорд (про
то, почему нельзя определить это “по звуку” см. выше, пример с роялем и
барабаном). Между тем, существуют программы для “распознавания“ мелодий и нот
(см. проекты на MIDI.Ru вроде akoff, midi-2-wav, widi). Они
пытаются
подобрать подходящие к звуку ноты (аккорды) - и получиться может очень даже
похоже на оригинал (или совсем не похоже - почему так, вам расскажут их авторы в
пояснениях к программе). Главная особенность таких программ - в получившейся
мелодии инструменты и их звучание не будут соответствовать оригиналу, к тому же
могут появиться "лишние" ноты и инструменты (это еще мягко сказано: могут.. 90%
всех нот после конвертации такими программами лишние).
www.xaosland.narod.ru