Вы собираетесь приобрести
компьютер модной нынче "мультимедийной"
конфигурации, или же расширить уже имеющийся.
Само собой, у Вас нет сомнений в необходимости
привода компакт-дисков (CD-ROM), без которого
невозможен доступ к огромной библиотеке
информации на CD; необходимость быстрого
видеоадаптера с хорошим разрешением и
цветностью, позволяющего с удовольствием играть
в игры и смотреть видеофильмы, а также монитора с
качественным изображением, тоже не вызывает
вопросов. Не так трудно выбрать и конкретную
модель: CD-ROM - по скорости и надежности чтения,
видеоадаптер - по разрешению и скорости, монитор -
по качеству картинки. Осталось выбрать звуковую
карту - и здесь у многих возникает затруднение,
ибо карты, стоимость которых различается почти
на порядок, нередко воспринимаются на слух почти
одинаково. Вопросам выбора и применения звуковых
карт и посвящена эта статья.
Прежде всего, звуковая карта,
или адаптер - это компьютерное устройство, при
помощи которого он становится способным
воспроизводить и записывать звук. В компьютере
звук хранится в формате, подобном тому, что
используется в компакт-дисках - набором
дискретных значений амплитуды (отсчетов),
записыанных с постоянной частотой. Чем больше
разрядность отсчетов - тем точнее описывается
кривая звукового сигнала, а чем выше частота
дискретизации - тем больший диапазон звуковых
частот может быть передан системой. Все
современные звуковые карты обеспечивают работу
с 16-разрядными отсчетами на частоте 44.1 кГц и выше
- это само по себе не хуже, чем на компакт-дисках,
однако качество звука сильно зависит и от
усилителя и прочих звуковых цепей, используемых
в карте.
Если Вы решили придать своему
компьютеру звуковые возможности - прежде всего
необходимо определить круг задач, которые будут
него возложены. Вот примерный перечень возможных
применений компьютера со звуковой картой:
- Звуковое сопровождение
обучающих программ и игр;
- Прослушивание дисков в CD-ROM;
- Прослушивание готовых и
создание собственных музыкальных произведений в
нотной записи;
- Запись и обработка речи (монтаж
интервью, выступлений и т.п.);
- Запись и обработка любительских
фонограмм (самодеятельные песни, спектакли);
- Запись и обработка
профессиональных фонограмм (радиостанции,
театральные и музыкальные студии);
- Выпуск собственных
компакт-дисков.
Здесь необходимо пояснить один
важный момент. Если обработка звука или музыки
происходит в реальном времени - необходима карта
с возможностью обработки именно в реальном
времени. Если же обработка выполняется над
записанным звуком, то в этом случае нагрузка
ложится только на сам компьютер, а карту имеет
смысл выбирать, исходя из соображений качества
записи.
Теперь о том, из чего Вам
придется выбирать. Все существующие звуковые
карты можно условно разделить на четыре группы:
- Чисто звуковые. Эти карты
содержат только основную систему
записи/воспроизведения звука, выполненную с
различным качеством, уровнем шумов и искажений.
Многие модели содержат простой музыкальный
синтезатор, работающий по принципу имитации
реальных инструментов методом частотной
модуляции (FM);
- Чисто музыкальные. Эти карты
содержат музыкальный синтезатор различной
степени сложности, построенный по технологии WT
(Wave Table - таблично-волновая), основанной на
использовании записанных звучаний реальных
инструментов. Многие музыкальные карты содержат
встроенный эффект-процессор для придания звуку
различной окраски и популярных звуковых
эффектов;
- Комбинированные, или
звуко-музыкальные, объединяющие звуковую карту и
WT-синтезатор;
- Музыкальные дочерние платы.
Содержат WT-синтезаторы различной степени
сложности и выполнены в виде дополнительных
плат, "надеваемых" на специальный
26-контактный разъем основной карты, отчего
получается своеобразный "бутерброд".
К сожалению, новосибирский
компьютерный рынок не балует покупателя
разнообразием звуковых карт, поэтому реально
заслуживают внимания лишь несколько моделей.
Из простых чисто звуковых карт
стоимостью около 30 долл. можно рекомендовать
карты на микросхемах ESS1868 и OPTi82С931 - Edison Gold 16 Plus,
Edison Crystal 16 и им подобные, а также Yamaha OPL3-SAS, которая
обычно продается в комплекте со звуковыми
колонками. Карты этого класса хорошо подходят к
пунктам 1, 4 и 5, однако при подключении к подобной
карте хорошей звуковой системы будьте готовы
услышать значительные шумы и искажения.
Следующий по качеству класс
звуковых карт - Sound Blaster 16 производства фирмы Creative
Labs ценой около 70 долл. Она тоже относится к классу
простых, однако за счет более качественного
усилителя, хорошего программного обеспечения
для DOS и Windows и поддержки практически всеми
программами и играми смотрится более выигрышно.
SB 16 выпускается в виде нескольких моделей,
которые различаются в основном качеством
звучанияи и наличием разъема для дочерней платы.
SB 16 достаточно хорошо звучит даже через хорошую
звуковую систему, не портя звучания
компакт-дисков с CD-ROM и даже позволяя его улучшить
при воспроизведении через цифровой тракт карты.
Заслуживают внимания также
совместимые с SB 16 карты ценой около 50 долл.,
однако они не имеют программной регулировки
тембра и нередко дают худшее звучание.
Если Вы хотите работать не
только с готовым звуком, но и с музыкой в нотной
записи, но предпочитаете обойтись простой
звуковой картой, можно рекомендовать в
дополнение к ней простую дочернюю музыкальную
плату - например, PT-202 ценой около 30 долл. или ей
подобную. Платы этого класса содержат 32-голосный
WT-синтезатор с памятью инструментов объемом 1 Мб,
в которую записан набор General MIDI (128 мелодических и
37 ударных инструментов). Звучание такой платы,
конечно же, не может сравниться даже с
любительскими синтезаторами, однако оно все же
гораздо лучше FM-синтезатора основной карты.
Следующую "ценовую нишу"
занимают комбинированные карты. Большинство
различий карт этого класса обусловлено
различиями их WT-синтезаторов - в качестве звука,
количестве инструментов, возможностях,
расширяемости и т.п.
Самый популярный представитель
комбинированных карт - Sound Blaster 32 (SB 32) фирмы Creative
Labs. ценой около 130 долл. Эта карта представляет
собой Sound Blaster 16, дополненный синтезатором EMU8000,
разработанный известной в музыкальном мире
фирмой E-mu Systems. ПЗУ синтезатора объемом 1 Мб
содержит набор GM, а разъемы для модулей памяти
позволяют установить ОЗУ объемом до 28 Мб, в
которое могут загружаться дополнительеные
инструменты и звуки.
Фактически SB 32 является
упрощенной моделью известной карты AWE32, однако
это "упрощение" коснулось в основном редко
используемых возможностей карты, а все ее
возможности по записи/воспроизведению звука и
синтезу музыки полностью сохранены. Кроме этого,
SB 32 является единственной звуко-музыкальной
картой в ценовом диапазоне до 300 долл., синтезатор
которой содержит управляемые резонансные
фильтры, незаменимые при создании музыки в стиле
"техно".
SB 32 можно рекомендовать для
применения по пунктам 1-5, а при использовании
качественных загружаемых инструментов и
цифрового интерфейса S/PDIF - и 6-7.
Очень интересна дочерняя плата
Yamaha DB50XG, ценой около 190 долл., которая включает в
себя профессиональный музыкальный синтезатор
AWM2, используемый в студийных тонгенераторах,
мощный эффект-процессор, реализующий 42 типа
эффектов, и управляемые резонансные фильтры в
каждом канале. В памяти объемом 4 Мб содержится
набор General MIDI и его расширение - стандарт XG,
включающий в себя 676 мелодических инструментов, 21
набор ударных и развитые средства управления
синтезом. Звучание DB50XG при проигрывании
специально написанной для нее музыкальной
партитуры по качеству сравнимо со звучанием
записи на компакт-диске.
Следующая модель, Yamaha SW60XG ценой
около 280 долл., сделана в виде самостоятельной
карты и имеет возможность обработки звукового
сигнала встроенным эффект-процессором. Например,
это позволяет реализовать "голос робота"
или "голос Буратино" при пении в микрофон,
классические гитарные эффекты при подключении
электрогитары, придание объемности звуковым
фонограммам и т.п.
Модели Yamaha можно рекомендовать
для применения по пунктам 3 и 5-7, а SW60XG может
использоваться и в концертной или театральной
работе.
Из профессиональных чисто
звуковых карт можно рекомендовать Turtle Beach Tahiti и
Turtle Beach Fiji ценой 400-500 долл. Обе модели
обеспечивают студийное качество
записи/воспроизведения с малыми накладными
расходами, а модель Fiji, кроме этого, имеет
20-разрядный цифровой тракт и позволяет
подключать дополнительный модуль цифрового
студийного интерфейса S/PDIF. Эти карты идеально
подходят для применений 4-7.
Для профессиональной работы с
музыкой хорошо подходит комбинированная карта
Turtle Beach Pinnacle, сочетающая в себе возможности Fiji с
синтезатором Kurzweil MA-1, который имеет как
встроенные инструменты в памяти объемом 2 Мб, так
и возможность установки до 48 Мб памяти для
загрузки собственных инструментов. Карта
рекомендуется для применений 3-7.