Сейчас это один из самых лучших пакетов подключаемых модулей,
качество работы которых практически идентично хорошим автономным устройствам.
Например, ревербератор R-Verb звучит очень близко к недорогим моделям процессоров
фирмы Lexicon. Правда, за это приходится расплачиваться системными ресурсами.
Если у вас старый компьютер об этом пакете лучше забыть.
Фирма Waves - это один из пионеров «модулеписания». Именно она
несколько лет назад создала классические подключаемые модули для программы Sound
Designer и системы записи звука на жесткий диск Pro Tools, которые работают
на компьютерах Apple Macintosh и считаются эталонами качества в своем классе.
Все модули, входящие в Power Pack, не что иное, как те же самые модули, только
перекодированные под DirectX.
В Native Power Pack GB включены ревербераторы True Verb и R-Verb,
компрессор и гейт C1 (в нескольких вариациях), многополосный компрессор C4,
компрессор RCL , IDR - модуль дизеринга (подробности чуть позже), параграфические
эквалайзеры Q4 и Q10, эквалайзеры REQ (3 разных варианта), расширитель стереобазы
S1, максимайзер L1, де-эссер (убиратель шипящих звуков) DeEsser. Плюс к этому
разработчики напихали в пакет кучу «башнесносительных» модуляционных эффектов:
Doppler, Enigma, MetaFlanger, MondoMod, Super Tap Mod (2 варианта), и Ultra
Pitch
Управление всеми этими модулями более замысловато, чем в любых
других программах. Но пакет рассчитан, в первую очередь, на профессионалов -
этим и объясняется обилие органов управления. Так что, если вы хотите с ним
работать, то придется внимательно изучить Help (Помощь) на английском языке,
чтобы разобраться с деталями. Но чтобы немного вам помочь, мы сейчас пройдем
по интерфейсу самых интересных модулей и дадим краткие рекомендации по их использованию.
True Verb
Этот модуль один из немногих программных эффектов, который производит
настоящую реверберацию, а не ее подобие. Звук отличается высокой разборчивостью
и плотностью - реверберационный «хвост» не рассыпается на отдельные отражения,
как у многих других модулей. Его опережает только R-Verb из этого же пакета,
но последний «кушает» ресурсов куда больше. Так что True Verb – это разумный
компромисс между очень неплохим качеством обработки и ресурсоемкостью.
В окне True Verb есть два графических поля. Верхнее показывает
временные параметры реверберации, а нижнее - ее частотную характеристику. Самый
простой и наглядный способ работы с модулем - это графическое редактирование
параметров в этих двух полях.
Вертикальная полоска синего цвета в графическом поле временных
характеристик - это маркер размера помещения. Захватив символ двусторонней стрелки
под этой полоской, вы можете перемещать маркер, тем самым, меняя размер помещения.
В верхней части графического поля есть линейка метров, по которой можно примерно
ориентироваться.
Вертикальная полоска желтого цвета - это маркер дистанции до
источника звука. Чем больше эта дистанция, тем больше уровень реверберационных
отражений. Меняя положение этого маркера, вы можете расположить слушателя как
рядом с музыкантом, так и в отдалении от него. Если вы установите маркер правее,
чем маркер размера комнаты, то он поменяет свой цвет на красный, сигнализируя
таким образом об ошибочности ваших действий.
В поле временных характеристик есть и маленький крестик синего
цвета. Захватив его, вы можете менять баланс уровня ранних отражений и основного
реверберационного «хвоста».
В поле графического представления частотной характеристики также
есть два крестика. Захватив их, вы можете менять параметры пропускного фильтра.
Если вы используете модуль в посыле/возврате, то вам нужно нажать
кнопку Direct (Прямой), чтобы отключить прямой сигнал. А кнопка Load позволяет
вам загружать готовые пресеты. Поэкспериментируйте с ними – и вы поймете, на
что способен этот модуль.
Этих знаний вполне хватит для того, чтобы первое время управляться
с ревербератором и редактировать его пресеты.
R-Verb
На мой взгляд, это лучший на сегодняшний день модуль реверберации
формата DirectX. К сожалению, он отличается высокой ресурсоемкостью и полноценно
работать с ним можно только на очень мощных машинах типа PIII 800 Мгц и выше.
На моем PIII 450 Мгц индикатор загрузки процессора при работе модуля показывает
цифру 68%. То есть другая обработка просто не пойдет – мощности машины не хватит.
Несмотря на всю крутость этого модуля, управляться с ним довольно
просто. Кнопка Load позволяет загружать готовые пресеты. Их много и они очень
разные – послушайте как работает реверберация. Она сравнима с тем, что производят
хорошие процессоры ценовой категории 300-500 долларов. Регулятор Wet/Dry (правое
нижнее поле) позволяет установить баланс прямого/обработанного сигнала. Для
работы в посыле/возврате этот регулятор надо установить в верхнее положение.
В центре окна модуля есть три поля: Reverb Dumping (подавление
реверберации), Time Response (временной отклик) и Reverb Eq (эквалайзер реверберации).
Первое и последнее поля – это фактически два параметрических двухполосных эквалайзера,
стоящих до и после самого ревербератора. То, есть Dumping воздействует на входящий
«сухой» сигнал, а Eq – на реверберационный хвост. В каждом из этих полей есть
по две точки, которые можно захватить мышью и переместить в любую позицию. При
этом на экране будет меняться график частотной характеристики фильтра, а в маленьких
окошках наверху – параметры частоты среза и уровня. Чтобы понять как работают
два этих эквалайзера просто включите прослушивание обработанного сигнала и повертите
фильтры.
Центральное поле (Time Response) – это схема временных параметров
реверберации. Эти параметры можно менять прямо в поле, захватив коричневый «хвост»
мышью. Но удобнее это делать с помощью движков поля Reverb Properties (свойства
реверберации) – поле находится слева-внизу. Движки имеют следующее назначение:
- Predelay – предварительная задержка.
- Time – время реверберации.
- Size – размер помещения.
- Diffusion – коэффициент поглощения стен помещения (чем больше параметр,
тем глуше звук).
- Decay – время «поддержки» огибающей.
Изменение положения движков приводит и к изменению графика в
поле Time Response. Чтобы понять что к чему – просто поэкспериментируйте со
всем этим хозяйством и никаких проблем у вас не будет.
Параграфический эквалайзер Q10
Модуль параграфического эквалайзера имеет достаточно прозрачное
управление. В нижней части его окна находятся десять рядов кнопок, с помощью
которых происходит управление частотными полосами. С помощью кнопок первой колонки
(On/Off) активизируется та или иная частотная полоса, во второй колонке (Type)
выбирается тип фильтра, третья устанавливает уровень обрезания (Gain), четвертая
(Freq) - центральную частоту полосы и последняя, пятая (Q) - добротность (ширину)
полосы. Для того, чтобы изменить все эти параметры, нужно установить указатель
мыши на нужной кнопке и, удерживая левую кнопку мыши, потянуть последнюю вверх
или вниз. Все изменения параметров сразу изображаются на графике частотной характеристики
эквалайзера в верхней части окна. А можно прямо в графике тягать мышью узелки
– результат будет тот же. Все это очень похоже на параграфический эквалайзер
Sound Forge, только Q10 имеет десять частотных полос. Есть в пакете еще эквалайзер
Q4, он управляется также, только имеет всего четыре полосы и меньше загружает
центральный процессор.
Компрессор/гейт C1
Если вы знакомы с управлением динамической обработкой в программах
типа Sound Forge, то C1 не вызовет у вас никаких проблем. Этот модуль представляет
собой комбинацию компрессора, гейта и экспандера (если не понятно, что все это
такое, то см. учебник по Sound Forge). Все параметры изменяются точно так же,
как и в окне параграфического эквалайзера Q10, при помощи захвата кнопки и перемещения
мыши. А изменения сразу будут отображаться в графическом поле, которое представляет
собой стандартную диаграмму зависимости уровня входа от уровня выхода. Только
в этом окне есть два графика: желтый – компрессора, синий – гейта.
Расширитель стереобазы S1
Этот модуль работает гораздо лучше подобных алгоритмов Sound
Forge и других музыкальных программ. В центральной части его окна находится
диаграмма стереообраза, а левее нее - вертикальный регулятор Width (Ширина).
С помощью этого регулятора и происходит изменение стереобазы. Причем изменение
его положения приводит к изменениям на графике. Остальные движки позволяют изменить
некоторые детали, но они не принципиальны.
Максимайзер L1
Максимайзер - это устройство, которое увеличивает субъективно
слышимый уровень звука, без изменения его физического уровня. В его основе лежит
обычный лимитер плюс алгоритмы, учитывающие особенности нашего восприятия. Чаще
всего такие приборы (или модули) используются профессионалами для обработки
фонограмм, предназначенных для радиотрансляции, так как давно известно, что
человек выделяет из общего ряда композиций, которые слышит в приемнике, именно
те, которые громче звучат.
L1 лучше всего применять при мастеринге, когда ваша фонограмма
уже нормализована по уровню 0 Дб, и дальше поднимать уровень просто некуда.
Самый простой способ им воспользоваться - выбрать пресет 16 bit final master,
higest resolution (16-битный финальный мастер, высшее разрешение) и нажать кнопку
ОК. Если результат вас не удовлетворяет – появились слышимые искажения, то попробуйте
изменить порог срабатывания максимайзера (Threshold). Как правило, только с
помощью этого движка можно получить хорошие результаты. Еще один вариант применения
этого модуля – «дожимание» барабанов и басов, и придание им большей агрессивности.
Работает все это дело просто замечательно и из вялых невыразительных ритм-секций,
сделанных на любом синтезаторе, получается «фирма». Разумеется L1 надо ставить
в разрыв дорожки.
Модуль дизеринга IDR
Дизеринг - это процесс добавления псевдослучайного сигнала для
уменьшения шумов квантизации. Этот алгоритм обычно применяют после изменения
разрядности семплирования. Вообще, этот модуль нужен лишь некоторым профессионалам.
Но если вы все хотите делать «по науке», то пользуйтесь им после ресемплирования
своих звуковых файлов (если вы пишитесь в 24 бита, то применяйте дизеринг при
пересчете в 16 бит для записи файла на CD). У модуля всего лишь один орган управления
- кнопка IDR, при помощи которой устанавливается текущая разрядность. После
этого нажимается кнопка ОК, и файл пересчитывается.
Компрессор RCL
Один из лучших компрессоров формата DirectX. К тому же он имеет
очень простое управление. В режиме имитации оптоэлектронных компрессоров (одна
из разновидностей компрессоров) модуль жмет сигнал так, что в исходном материале
появляется плотность и агрессивность, но при этом не слышны искажения, свойственные
другим модулям (особенно других фирм). Собственно, у него всего два принципиальных
органа управления – движки Thresh (порог срабатывания) и Ratio (степень компрессии).
Также стоит нажать кнопку Opto в верхней части окна модуля. А вообще кнопка
Load позволяет загрузить целую кучу отличных пресетов, оптимизированных для
разных источников сигнала. А с помощью регуляторов пресеты лишь слегка редактируются.
На всякой модуляционной ерунде типа Enigma останавливаться не
буду – больно специфичны все эти модули, и их лучше использовать для создания
всяких навороченных спецэффектов в стилях близких к «индастриалу». У всех этих
модулей есть куча готовых пресетов, загружаемых кнопкой Load, так что кому надо
– разберется, тем более, что в основе всех этих модулей лежат стандартные алгоритмы
хоруса, фленджера, дилэя и т.д., только модулируемые различными генераторами.