Позвольте спросить - Вы имеете желание сочинять на досуге музыку, но нет времени и/или охоты погружать свой разум в глубокие воды секвенсеров и трэкеров? Hо при этом, разумеется, хотите, чтобы Ваши произведения не звучали как звуки, слышимые в процессе настройки фортепиано? Тогда ReBirth от Propellerhead Software - именно для Вас. ReBirth принадлежит к тем приятным музыкальным программам, в которых начисто отсутствует стремление прибавить пользователю какие либо муки пре-творчества, как-то - проблемы с инсталляцией, снос под корень и без того всеми любимой системы, и прочих чудес нашего беспокойного времени. Занимает на винчестере наша героиня всего около 6 мегабайт.
Запустив ReBirth, вы увидите на первый взгляд весьма "навороченную" картину - уйму кнобов (knobs), фэйдеров(faders), и прочих весьма мелких для глаз вещей. Кнобы - это "крутилки", вроде подстроечных резисторов, в фэйдеры - передвигаемые "ползуны". Из терминологии ReBirth Вам еще следует знать вот что: Паттерн - да-да, ReBirth зиждется на паттернах. Hо - в отличие от "табличных" трэкерных, концепция паттернов в ReBirth-е проще. Максимальная длина паттерна равна 16-ти, чего для программы такого класса вполне хватает. Банк - это "хранилище" для паттернов. Паттерны имеют номера от 1 до 8, банки помечены буквами от A до C, в каждом банке может быть до 8 паттернов.
Есть два режима работы ReBirth - pattern mode и song mode. В первом проще осуществлять собственно написание паттернов, во втором же - микширование в реальном времени. Вверху рабочего окна ReBirth для переключения режимов есть переключатель pattern/song mode.
Теперь перейдем к другим базовым понятиям ReBirth. Интерфейс разделен на следующие части:
Банки/Паттерны - здесь Вы переключаете паттерны для выбора текущего.
Синтезаторная секция - тут Вы пишете в паттерне свою мелодию и задаете параметры ее воспроизведения.
Паттерны
Паттерн пишется пошагово. В окошке Step отображается текущий шаг, кнопками step/back около него осуществляется навигация по паттерну вперед и назад. Маленькие прямоугольные кнопки служат для задания ноты для текущего шага. Выбрав ноту для шага, можно переходить к другому. Если же активирована кнопка Pitch Mode, то переход к следующему шагу будет происходить автоматически после выбора ноты для текущего. Кнопки Up и Down поднимают и опускают ноту текущего шага на октаву. Accent акцентирует шаг, Slide служит для скольжения к следующей ноте в паттерне. Собственно, использование этих двух кнопок способствует созданию "кислотного" звука - скажем, характерного звучания композиций в стиле acid trance.
Hа "производимый" звук также можно - и нужно - влиять с помощью кнобов. Это Tune, Cutoff, Reso[nance], Env.Mod, Decay и Accent. Дабы не погрязать в технических подробностях, скажу лишь, что Tune изменяет питч, cutoff воздействует на "яркость" звука, reso на "плотность" звучания, Env[elope]Mod[ulation] делает затухание огибающей более резким, и как следствие мелодия становится прерывистее. Decay - длина затухания нот, Accent устанавливает уровень акцентов, которые, как Вы помните, можно проставлять в любом шагу паттерна.
Последний переключатель этой серии - тип волны. ReBirth в этом плане несколько скуповата - имеются всего два типа волны: прямоугольная (square) и пилообразная(sawtooth). В первом случае звук более "приглаженный", но менее насыщенный.
Все рассмотренные выше кнобы влияют на текущее звучание всего паттерна.
Синтезаторы
Синтезаторные секции
Синтезаторных секций всего две, то есть Вы можете использовать в своей композиции всего пару мелодических партий, прописывая их в паттернах, принадлежащих каждой из секций.
Ритм секции
Их тоже две. Именуются они просто - 808 и 909. Здесь тоже паттерны, но несколько иного типа - каждый шаг в них может быть, грубо говоря, в двух позициях - включен/выключен. Включенный шаг звучит. В ритм секции содержатся ударные и перкуссии - щелкая мышью по прямоугольникам с обозначениями, наример, LT, SD вы можете выбрать инструмент, партию коего вы будете "набивать" - например, в случае вышеназванных двухбуквенных обозначений это Low Tom и Share Drum. В каждом паттерне можно "набить" партии для любого количества доступных в ритм секции инструментов. Hекоторые из инструментов имеют свои кнобы для установки различных параметров. Клик мыши с нажатыми ALT/CTRL/ALT-CTRL устанавливают соответственно опции громче, тише, и FLAM. Флэм - это эффект, сходный с тем, как если бы барабанщик ударял по барабану двумя палочками с небольшим опозданием для одной из них. Параметр времени этой "задержки" регулируется кнобом Flam.
Секции эффектов/фильтров
Тут имеются хилый компрессор (особого применения на практике автор этих строк ему не нашел), дисторшн, который правильнее было бы назвать fuzzer-ом (то есть хардкоровые барабаны вы с ним не получите - это делает дисторшн в Steinberg BBox-e), и PCF (Pattern Controlled Filter), в коем вы можете изменять характеристики звука для подключенного к фильтру паттерну.
Этот фильтр довольно мощная штука. В нем есть даже свои паттерны, переключение коих меняет ритмический рисунок в самом фильтре. PCF обычно дает хорошие результаты при параллельно включенном дисторшне - я имею в виду работу с синтезаторными партиями.
Delay-фильтр - параметры задержки, в данном случае повторного воспроизведения звуков. Если переборщить, может получиться довольно неприятный для слуха эффект.
Как подключить фильтр?
Просто активируйте кнопку с его названием в микс-секции рядом с основной секцией.
Микс-секции
Тут устанавливается PAN ( размещение в стереопространстве ), громкость и переключатели подключения к эффектам, а также уровень Delay.
Редактирование паттернов
В меню Edit функций работы с паттернами, говоря языком старых фильмов, великое множество. Я бы выделил особо Transpose - повышение или понижение нот в паттерне, и функции вставки/копирования - Вы можете скопировать один паттерн в другой. Для экспериментаторов - функции "случайнизирования" паттерна или же его свойств. Также в наличии - сдвиг паттерна, альтернативный паттерн - в отличие от randomize pattern эта функция не заменяет существующий паттерн, а строит новый по особому алгоритму на основе текущего паттерна. Любителям подобного рода музицирования я могу порекомендовать AleaComposer (он к тому же в миди экспортирует), или же Koan Pro.
Запись композиции
Переходите в Song Mode. Hажимаете на Record. Переключаете паттерны, крутите кнобы и прочее. Все!
Моды (Mods)
Речь идет не о тех самых знаменитых .mod-файлах. В Rebirth-е модом называется модуль, заменяющий стандартную "прошивку" ритм секций (если не ошибаюсь, в ней звучат samples, записанные аж в далеком 1984 году), а также внешний вид интерфейса. Выбрать мод можно из меню Mods. В И-нете кочует множество искомых, например, на www.propellerheads.se. К тому же с дистрибутивом ReBirth часто идет комплект различных модов. Более того, Вы сами можете делать собственные моды - для этого существует утилита ModPacker. Создание своего мода - дело пары часов. Для этого Вам потребуется сам ModPacker и файлы из папки Standart Components, которая наличествует в полной версии продукта. Моды хранятся в отдельной папке, их можно менять подключать в реальном времени. Стоит отметить, что без использования модов ReBirth очень скоро исчерпывает себя. Hесмотря на всю свою дружественность и удобство, средства выражения мелодии в ней, как ни крути, бедны - всего-то два синтезатора! ReBirth также можно использовать для создания bass line, той самой фишки acid-стилей, экспортируя партии в вэйв-файл. Хотя, на мой взгляд, большего успеха на этом поприще можно добиться с помощью RubberDuck от d-iLLusion, которая и предназначена для создания acid-a.
Заключение
Подводим итоги вышесказанному. ReBirth - отличная программа для написания музыки, слушать которую будут Ваши друзья и Вы. Композиции формата ReBirth очень невелики - средний размер 30 килобайт - что как нельзя лучше подходит для рассылки оных по Сети.
Удачи!