Что есть на звуковой карте
Что мы видим снаружи?
Выбор звуковой карты является для музыканта ключевым моментом, от которого зачастую зависят результаты его дальнейшей деятельности, качество, скорость и удобство выполнения работы. Конечно, многое в этом смысле зависит и от других факторов - конфигурация всей системы, установленное ПО, умение с ним работать и т. д. Однако правильный выбор звуковой карты наверняка поможет в дальнейшем сэкономить много времени, сил и особенно нервов. Именно звуковая карта в большинстве случаев является основным инструментом для работы музыканта. Поэтому к выбору звуковой карты для работы нужно подойти со всей ответственностью. Конечно, здесь нет никакого универсального рецепта. Прежде всего нужно четко уяснить себе, для чего звуковая карта будет использоваться. Кроме того, важно понять, какие из функций более дорогих карт вам действительно необходимы. Кстати говоря, разброс ценового диапазона звуковых карт очень велик: от 10-15 долларов за простейшие модели до нескольких тысяч и более за профессиональные системы. Что же представляет собой звуковая карта? Внешне все выглядит очень просто: большинство компонентов реализовано в виде микросхем, впаянных в плату. На некоторых картах можно заметить несколько внутренних разъемов расширения, о которых речь пойдет ниже.
На внешней стороне карты расположены обычно 4 звуковых разъема типа «мини-джек» (как правило, это линейный вход, линейный выход, микрофонный вход и выход для наушников). Там же расположен 15-контактный разъем для подключения MIDI-устройств и/или джойстика (MIDI/Game Port), О подключении MIDI-устройств уже было рассказано выше.
На боковой стороне карты расположен большой разъем для подключения к шине PCI или ISA при установке в компьютер. Установка звуковой карты более подробно описана в разделе «Как установить звуковую карту».
ЦАП/АЦП
Одним из основных компонентов звуковой карты является цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи (ЦАП/АЦП). Их важнейшие характеристики - разрядность и качество фильтров. Еще не так давно 16-разрядные преобразователи считались достаточно качественными, но в настоящее время все чаще используются преобразователи с более высокой разрядностью. Как уже говорилось в главе 2, чем выше разрядность преобразователя, тем качественнее результат преобразования.
Определение качества ЦАП/АЦП - задача довольно сложная. Большинство музыкантов, имеющих некоторый опыт в «общении» с цифровыми устройствами, предпочитают определять качество преобразования на слух. Если же вы еще не искушены в этом, остается только ориентироваться на фирму-изготовителя. Неплохой репутацией среди музыкантов пользуются изделия компании BurrBrown. В звуковых картах часто используются ЦАП/АЦП от Crystal, которые ничем особенным не отличаются, но работают вполне сносно.
Тем, кто особо интересуется проблемой аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразований, лучше обратиться к специальной литературе.
Синтезатор/Сэмплер
Практически на любой звуковой карте имеется встроенный звуковой модуль, управляемый с помощью MIDI. Как правило, он представляет собой FM-синтеза-тор или WT-синтезатор, причем последний сейчас встречается чаще. К тому же WT-синтезатор теперь снабжают возможностью сэмпл ирования или загрузки сэмплов с внешнего носителя.
Для более качественного звучания, как известно, сэмплированный «инструмент» должен содержать большее количество записанных в память звуков. Таким образом, качество звучания WT-синтезатора часто зависит от объема ПЗУ или ОЗУ звуковой карты. А если у вас есть возможность загружать «инструменты» в ОЗУ, то вы сможете создать и загрузить собственные «инструменты» или те «инструменты» из звуковых библиотек, которые вас устраивают. Здесь единственное ограничение для вас - объем ОЗУ.
Очень важно, чтобы выбранная вами звуковая карта имела возможность расширения ОЗУ с помощью стандартных модулей (например, SIMM). Примером такой карты могут служить Tropez Plus или Multisound Pinnacle от компании Turtle Beach. Если же для расширения ОЗУ карты используются специализированные модули памяти (как на AWE64 от Creative Labs), то это во многом затрудняет ситуацию: во-первых, такие модули стоят гораздо дороже, а во-вторых, их продают далеко не все торговые фирмы.
В последнее время у многих звуковых карт, работающих через шину PCI, появилась возможность использовать для загрузки «инструментов» оперативную память компьютера. В этом случае на саму карту ОЗУ вообще не устанавливают. Необходимо только иметь достаточное количество ОЗУ в системе (желательно не менее 64 Мбайт).
Более того, звуковая карта может не иметь даже собственного ПЗУ, как, например, в звуковых картах на базе DSP DREAM (Sound Track 128 Ruby и др.). Однако это ни в коей мере не'льзя считать недостатком. Дело в том, что ПЗУ достаточно дорого стоит, и объем его обычно невелик (например, на картах AWE - всего 1 Мбайт). В этот объем памяти производители «втискивают» целый набор General MIDI, а это, как вы помните, 128 инструментов плюс набор ударных. А ведь для получения только одного качественного «инструмента», имитирующего фортепианное звучание, необходимо 2-3 мегабайта памяти! Поэтому о качестве звучания «ПЗУ-шных» синтезаторов вряд ли можно говорить всерьез. Сейчас появляется новый стандарт «Загружаемые звуки» (Downloadable Sounds - DLS). Этот стандарт определит формат универсальных звуковых банков, которые могут быть автоматически загружены в совместимые с данным форматом звуковые карты при первоначальной загрузке или перед началом воспроизведения MIDI-файла. Тогда звучание MIDI-файлов уже не будет различаться при воспроизведении на различных устройствах!
Блок эффектов
В современные звуковые карты обычно встраивают так называемый блок эффектов, или эффект-процессор. Он позволяет применять к общему звучанию реверберацию, «трехмерность», хорус и другие эффекты. Важным моментом здесь является возможность применения «своего» эффекта на каждый MIDI-канал в отдельности. Такую возможность предоставляют далеко не все звуковые карты. Например, если говорить о картах от Turtle Beach, то у Multisound Pinnacle она есть, а у Tropez Plus - нет.
В картах на базе DSP DREAM вся внутренняя конфигурация производится программно. Это означает, что любая проблема, относящаяся к конфигурации внутренних блоков, может быть решена с помощью написания соответствующего ПО. Никаких аппаратных ограничений здесь не существует.
Разъемы расширения
Помимо внешних разъемов, рассмотренных выше, на звуковой карте могут быть расположены несколько внутренних разъемов расширения. Прежде всего, это разъемы для подключения стандартных или нестандартных модулей памяти. Данная память обычно используется для загрузки «инструментов» с внешних носителей.
На некоторых звуковых картах можно заметить специальные разъемы для подключения дочерних звуковых карт. Это особый вид звуковых карт, у которых отсутствует ЦАП/АЦП и некоторые другие компоненты. Дочерние карты подключаются к специальным разъемам «основной» звуковой карты и работают через ее преобразователи (иногда используя также другие ее компоненты). Одной из самых популярных сегодня дочерних звуковых карт является Yamaha DB50XG.
Иногда на звуковой карте располагается также разъем IDE-контроллера для подключения CD-дисковода. Однако если на материнской плате компьютера уже есть два IDE-контроллера, то использование контроллера на звуковой карте (работающего через медленную шину ISA) становится нецелесообразным. При его включении отключается второй IDE-контроллер материнской платы, работающий намного быстрее. Поскольку на современных материнских платах практически всегда имеется два встроенных IDE-контроллера, производители звуковых карт перестали выпускать карты со встроенными IDE-контроллерами.
Обычно на звуковых картах имеется также специальный аудиовход для подключения CD-дисковода. Это позволяет прослушивать звуковые компакт-диски на CD-дисководе с помощью программ типа Универсальный проигрыватель (Media Player), входящей в комплект Windows 98.
Кроме того, некоторые звуковые карты допускают подключение «дочерних» цифровых интерфейсов (подробнее о цифровых интерфейсах см. в главе 5). Например, к звуковой карте Multisound Pinnacle можно подключить специальную карту расширения (при этом получается так называемый «бутерброд» - маленькая карта как бы лежит на большой) и, после подключения, с помощью одной из перемычек превратить гнездо микрофонного входа в цифровой вход/выход типа S/PDIF.
Как установить звуковую карту
Будем считать, что звуковая карта уже куплена и лежит на столе в большой красивой упаковке. Что с ней делать дальше?
Вообще говоря, к большинству изделий, продающихся сегодня в России, прилагается подробная (или не очень) инструкция на русском языке. И если в коробке со звуковой картой таковая имеется, то наилучшим решением будет ее прочитать. Причем не по следствию закона Мерфи («если ничего не получается, прочтите, наконец, инструкцию!»), а до того, как вы предпримете какие-либо действия. Опытные компьютерщики перед установкой любого нового компонента в компьютер внимательно изучают все прилагающиеся бумажки с начала до конца. Однако к звуковым картам, как правило, инструкция на русском не прилагается (даже если на коробке написано «Русская версия»!), а английский, японский и пр. вы знать, разумеется, не обязаны. Поэтому ниже даны несколько основополагающих рекомендаций на случай, если инструкция написана на непонятном языке или вообще отсутствует (хотя в последнем случае возникают сомнения в «происхождении» карты вообще, а также в целесообразности установки такого изделия в компьютер).
Прежде всего проверьте комплектность. Кроме инструкции и регистрационной карты в коробке должны быть, как минимум, собственно звуковая карта
и дискета либо компакт-диски с драйверами. Кроме того, там может быть кабель
для звукового соединения с CD-ROM, внешний MIDI-кабель, дополнительное ПО и др.
Если у вас компьютер в корпусе MiniTower или MidiTower, то вам необходимо (предварительно отключив питание) с помощью крестовой отвертки открутить четыре винта на задней стенке системного блока, закрепляющих кожух на корпусе. Теперь снимите кожух (для корпусов АТХ-стандарта достаточно снять левую стенку) и положите системный блок компьютера на правый бок.
Звуковая карта в зависимости от типа может предназначаться для слота либо ISA (старые модели), либо PCI (большинство новых моделей). Даже если вы не знаете, что такое ISA и PCI, их легко отличить их по цвету: слоты ISA черные и более длинные, a PCI - белые. Как правило, если карта предназначена для PCI, эта аббревиатура либо фигурирует в ее названии (например, «Sky Rocket PCI Blaster 32»), либо обозначена где-нибудь на видном месте. Впрочем, тип карты можно однозначно определить и эмпирически - поскольку внешние разъемы всех устройств должны находиться с одной стороны компьютера, вы можете «примерить» карту и посмотреть: если она расположена микросхемами вверх, то это ISA-карта, а если микросхемами вниз - смело вставляйте ее в слот PCI.
Выбирая слот для карты, прикиньте, поместится ли карта в корпус в этом месте. Дело в том, что многие звуковые карты - предметы достаточно «крупногабаритные», и выступающие части материнской платы иногда мешают их размещению. Так, на плате Zida 5SVA процессор помешает установке большой («полпоразмер-ной») карты в верхний слот PCI, а панель управления кнопками и индикаторами не даст установить полноразмерную карту в нижний ISA-слот. Вообще говоря, в этом ничего страшного нет, так как некоторые карты (модемы, SCSI-адаптеры и пр.) имеют очень небольшие размеры и спокойно могут быть вставлены в такие «неполноценные» слоты.
Выбрав свободный слот, отвинтите заглушку, закрывающую отверстие в задней стенке компьютера напротив выбранного слота. К сожалению, иногда вместо отвинчивающейся заглушки на отверстия бывают напаяны металлические планки. В этом случае планку надо выломать (лучше всего с помощью плоской отвертки), но аккуратно, чтобы не повредить внутренние детали компьютера. Совместив выводные контакты карты со щелью слота, мягко надавите на карту сверху. Карта должна войти в слот легко, но с небольшим сопротивлением, и прочно закрепиться там. При этом металлическая скоба с внешними разъемами должна точно совместиться с отверстием в задней стенке компьютера. Теперь остается только закрепить скобу винтом.
Если у вас есть дисковод CD-ROM, то, как правило, требуется его аудиовыход соединить со специальным аудиовходом на звуковой карте. Здесь обязательно нужно свериться с инструкцией к дисководу CD-ROM, так как расположение контактов аудиовыхода зависит от конкретной модели.
Теперь осталось вернуть компьютер в вертикальное положение, надеть на него кожух и закрепить с помощью четырех винтов. Затем можно подключить внешние разъемы карты. На большинстве звуковых карт имеется четыре разъема «мини-джек» для подключения аудиоустройств. Вы можете подключить микрофон к микрофонному входу (Mic In), наушники - к соответствующему выходу (Spk Out), линейный выход (Ln Out) соединить с линейным или дополнительным (AUX) входом вашей акустической системы или музыкального центра, а линейный вход карты (Ln In) соединить с линейным выходом какого-либо устройства (например, того же музыкального центра). Еще на звуковой карте вы, скорее всего, увидите 15-контактный разъем, называемый «MIDI/Game Port». К нему можно с помощью специального кабеля присоединить MIDI-клавиатуру (см. в главе 3) или джойстик. Итак, звуковая карта установлена в компьютер. Теперь следует установить ее драйвер. Если вы работаете в Windows 98, а карта поддерживает стандарт
Plug-n-play,
то при загрузке системы вы получите сообщение «Обнаружено новое устройство» («New hardware found» в английском варианте). Затем система попытается установить драйвер устройства, и на этом этапе нужно вставить дискету или CD-ROM, полученный в комплекте со звуковой картой.
Если система предложит выбрать устройство из списка (рис.
4.1), нужно нажать на кнопку Установить с диска (Have Disk), после чего указать путь к дискете или CD-ROM. Если не возникает никаких конфликтов, то появится сообщение об успешной установке драйвера. В конце загрузки Windows 98 вы должны услышать из наушников или динамиков небольшой звуковой фрагмент. Это стандартный звук запуска Windows 98, который будет возникать при каждой загрузке системы (если вы его, конечно, не измените или не отмените вообще - о том, как это сделать, см. в разделе «Изменение стандартных звуков Windows» главы 6).
Рис. 4.1. Окно выбора устройств из списка
Если же при установке драйвера возникло сообщение об ошибке или сообщения не было, но звука тем не менее тоже нет, попробуйте изменить ресурсы, используемые звуковой картой. Для этого, находясь на рабочем столе (desktop), щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер (My computer) и в появившемся меню выберите пункт Свойства (Properties). Затем выберите вкладку Устройства (Device Manager) (рис.
4.2), а в ней нажмите на знак «плюс» рядом с пунктом Звуковые, видео и игровые устройства в Windows 98 или Аудио, видео и игровые контроллеры (Sound, Video and Game Controllers) в Windows 95. Появится список устройств. Посмотрите, нет ли на каком-нибудь из них желтого восклицательного знака (или красного косого креста). Если таковой имеется, выделите щелчком мыши название этого устройства, нажмите внизу кнопку Свойства, затем выберите вкладку Ресурсы.
В появившемся окне можно просмотреть ресурсы, используемые устройством. При этом в нижней части окна появляется информация о конфликтах по данному ресурсу. Если вы увидите сообщение о конфликте, можно попытаться изменить этот ресурс, нажав на кнопку Изменить значение (предварительно сбросив флажок Автоматическая настройка). Для того чтобы изменения вошли в силу, следует перезагрузить Windows. В отдельных случаях требуется также изменить запрос самой
карты на ресурсы компьютера с помощью переустановки перемычек. Кроме того, если изменение ресурсов не помогает, можно попытаться вообще удалить это устройство из списка и после перезагрузки вновь установить его драйвер.
Рис. 4.2. Окно просмотра устройств
Вообще говоря, здесь может быть множество вариантов, и если вы не пропустили этот раздел, то, скорее всего, вам пока что не надо самостоятельно заниматься устранением конфликтов по ресурсам и настройкой неправильно работающих драйверов. Обратитесь лучше в технический центр фирмы, в которой вы покупали звуковую карту (или компьютер), или же пригласите к себе на чашку кофе более опытного товарища.
Классификация звуковых карт
Звуковые карты можно условно разделить на три категории. В первую входят простейшие карты, предназначенные для чисто утилитарных целей и озвучивания простейших игр. Они имеют простенький WT-синтезатор с небольшим объемом памяти для звуков или только FM-синтезатор, а также 16-разрядный ЦАП/АЦП. Цена таких карт обычно составляет от 10 до 35 долларов.
Ко второй категории относятся так называемые полупрофессиональные карты. На них при желании (проявив фантазию и настойчивость) можно работать с материалом профессионального уровня, но все же вы довольно часто будете ощущать некоторую нехватку ресурсов. Зато эти карты идеально подходят для прослушивания MIDI-музыки, звуковых MPEG-сборников, озвучивания видео и ТВ и т. д. С их помощью хорошо озвучивать современные «мощные» компьютерные игры с использованием трехмерных эффектов и других «примочек». Такие карты обычно имеют достаточно качественный синтезатор/сэмплер, блок эффектов1,18- или 20-битный ЦАП/АЦП, могут присутствовать также специальные устройства для трехмерного позиционирования звука и пр. Стоят они приблизительно от 35 до 500 долларов.
Наконец, к третьей категории можно отнести профессиональные системы, ориентированные на работу со звуком, как правило, в реальном времени. Они обеспечивают «бесперебойную» многоканальную запись/воспроизведение, для чего снабжены специальными DSP (сигнальными процессорами), а также многочисленными звуковыми разъемами.
Карта может быть подключена к дополнительному внешнему модулю с помощью «шинного соединения». Такой модуль используется для расширения звукового интерфейса, хотя иногда в его корпус могут быть помещены также блоки цифровой обработки. Карты этого класса обычно не имеют встроенного синтезатора/сэм-плера, зато позволяют отправлять MIDI-информацию на 3-4 независимых MIDI-выхода и, таким образом, увеличить возможное количество одновременно звучащих «инструментов» до 48-64.
Иногда для работы с подобными системами необходимо специальное ПО. Порой бывает даже трудно сказать, приобрел ли пользователь-музыкант программу с «железом» в придачу или наоборот. Цена такой системы может на порядок превышать стоимость всех остальных компонентов компьютера, вместе взятых. По этой причине подобные системы, как правило, используются только в профессиональных студиях.
А теперь посмотрим, что же предлагают нам производители звуковых карт. Конечно, этот обзор не претендует на полноту, тем более что новинки здесь появляются очень часто. Однако он может дать общее представление о рынке звуковых карт и поможет сориентироваться среди многообразия предложений.
Простейшие звуковые карты
Sky Rocket PCI Blaster 64
Эта довольно простенькая недорогая карточка (около 10 долларов) предназначена для чисто утилитарных целей - прослушивание/просмотр CD, озвучивание игр и т. п. Однако на ней стоит неплохой «волнотабличный» синтезатор Sonic Vibes (от компании S3), а также ЦАП/АЦП вполне приемлемого качества. Как видно из названия, она присоединяется к шине PCI.
Turtle Beach Malibu Surround 64
Компания Turtle Beach Systems (ныне подразделение корпорации Voyetra), по данным независимых исследователей, да и по отзывам простых пользователей, является одним из лучших производителей звуковых карт в мире. Карты Turtle Beach всегда отличались хорошим качеством звучания синтезаторов и качественными ЦАП/АЦП, а отношение сигнал/шум на аналоговых входах/выходах в них всегда соответствовало заявленному. Ориентированы эти карты на самый широкий круг пользователей.
Хотя карта Malibu Surround 64 довольно проста и предназначена для музыкантов-любителей и «игрунов», она обладает очень неплохими характеристиками. На ней установлен «волнотабличный» синтезатор Kurzweil с 32 аппаратными и 32 программными голосами, 20-голосный FM-синтезатор Crystal 4327, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster и Sound Blaster Pro (в основном это необходимо для DOS-игр), эффект-процессор с имитацией объемного звучания на два динамика (SRS), реверберацией и хорусом. На карте установлен 16-битный ЦАП/АЦП производства Crystal, а отношение сигнал/шум на аналоговых входах и выходах составляет 87 дБ.
На карте установлено 2 Мбайт ПЗУ, в которых содержится в сжатом виде 4 Мбайт «инструментов» General MIDI. Базовый банк состоит из 128 стандартных GM-инструментов. Кроме того, возможна загрузка DLS («загружаемые звуки») в качестве дополнительных банков. Карта допускает полнодуплексную запись/воспроизведение и поддерживает стандарты DirectSound и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401.
На карте имеются линейный и микрофонный входы, аналоговый выход и цифровой выход стандарта S/PDIF, а также стандартный MIDI/Game Port для подключения внешних MIDI-модулей или джойстика. Карта предназначена для шины ISA и продается по цене около 25 долларов.
К карте прилагаются хорошо написанные драйверы (по многочисленным отзывам пользователей, установка и настройка ее обычно проходят без проблем и занимают всего несколько минут), а также очень симпатичное ПО от Voyetra. Данная карта - качественное экономичное решение для музыкантов-любителей, а также для широкого круга пользователей.
Turtle Beach Daytona PCI
Эта звуковая карта весьма похожа на рассмотренную выше Malibu Surround 64, однако она предназначается для шины PCI, что и отражено в ее названии. На ней установлен «волнотабличный» синтезатор Sonic Vibes от компании S3 с 32 аппаратными и 32 программными голосами, а также 20-голосный FM-синтезатор, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Имеется эффект-процессор, позволяющий имитировать трехмерное звучание на два динамика (SRS), а также реверберацию и хорус. На карте установлен 16-битный ЦАП/АЦП от Crystal; отношение сигнал/шум на аналоговых входах и выходах составляет 85 дБ.
Банки «инструментов» здесь загружаются в ОЗУ компьютера. Они должны быть совместимы со стандартами GM или GS и могут иметь объем до 10 Мбайт. Возможна также загрузка дополнительных DLS-банков. Карта допускает полнодуплексную запись/воспроизведение и поддерживает стандарты DirectSound и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401. На карте имеются разъемы линейного выхода, двух линейных входов и микрофонного входа. Кроме того, есть стандартный MIDI/Game Port для подключения внешних MIDI-модулей или джойстика. Эта карта обычно предлагается по цене около 20 долларов.
В комплект входят хорошо написанные драйверы для Windows 95/98/NT, а также программное обеспечение от Voyetra. Как и Malibu Surround 64, эта карта может быть рекомендована как качественное экономичное решение для музыкантов-любителей и широкого круга пользователей.
Diamond Sonic Impact S-70/S-90
Компания Diamond Multimedia известна прежде всего своими видеоадаптерами, однако в последнее время ее звуковые карты также привлекают к себе внимание пользователей. Карта Sonic Impact S-70 достаточно дешевая - около 20 долларов - но обладает весьма привлекательными характеристиками. Это, прежде всего, 64-голосный «волнотабличный» синтезатор на базе ESS Maestro II (возможна также работа в режиме 20-голосного FM-синтезатора, обеспечивающего совместимость с Sound Blaster Pro). Эффект-процессор может имитировать трехмерное звучание на два динамика по технологиям Q3D и CRL3D, а также создавать эффекты реверберации, эха и хоруса. На карте S-90 имеется также возможность трехмерного позиционирования по технологии A3D. Заявленное соотношение сигнал/шум на выходе - 90 дБ.
В то же время использование простенького 16-разрядного ЦАП/АЦП от ESS снижает качество звучания карты. В качестве памяти используется ОЗУ компьютера. Туда можно загружать GM- и GS-банки объемом до 4 Мбайт, а также дополнительные DLS-банки. Карта подключается к шине PCI и имеет возможность полнодуплексной записи/воспроизведения. На ней имеются разъемы микрофонного и линейного входов, а также линейного и наушникового выходов и MIDI/Game-порта.
К карте прилагаются драйверы для Windows 95/98/NT и утилиты управления параметрами. Она может быть рекомендована для начинающих пользователей.
Полупрофессиональные звуковые карты
Turtle Beach Tropez Pius
Эта карта за несколько лет своего существования приобрела очень многих поклонников как среди музыкантов-любителей, так и среди профессионалов. При не очень высокой цене (60-80 долларов) она обладает весьма неплохими характеристиками. На нее установлен прекрасный «волнотабличный» синтезатор, «родное» звучание которого, как считают многие музыканты, превосходит по качеству звуки многих более дорогих устройств. На карту можно установить до 12 Мбайт ОЗУ для загрузки сэмплированных «инструментов». Допускается также обработка сэмплов. Дополнительная память устанавливается на карту в виде трех стандартных 30-контактпых модулей SIMM. Имеется также 20-голосный синтезатор Yamaha OPL3, обеспечивающий 4-операторный FM-синтез и совместимость с Sound Blaster и Sound Blaster Pro.
На карте установлен неплохой эффект-процессор, имеющий блоки реверберации, хоруса и дополнительных эффектов (флэнждеры, задержки, пич-шифтеры и пр.). Отношение сигнал/шум на входе и выходе заявлено на уровне «более 80 децибел», однако практически оно даже лучше - обычно колеблется от 82 до 90 дБ (у различных экземпляров). На карте установлены разъемы линейного и микрофонного входа, линейного выхода, а также дополнительного входа. Имеется стандартный MIDI/Game Port для подключения внешних MIDI-модулей или джойстика. Карта подключается к шине ISA.
Карта Tropez Plus появилась на рынке уже довольно давно. С одной стороны, это грозит ей скорым «устареванием», а с другой - имеется богатый опыт многих ее пользователей, и сейчас можно уже смело утверждать, что эта модель с честью прошла «проверку временем». Очень гибкий набор СМ-«инструментов» в основном банке позволяет создавать самые разнообразные MIDI-композицин, а достаточно качественные для такого класса ЦАП/АЦП вполне позволяют выполнять аналоговую запись/воспроизведение даже при профессиональной работе. Используя специальную программу WavePatch, можно очень эффективно работать с сэм-шшрованными звуками. За время существования карты создано также большое количество сэмплированных «инструментов» для нее (в оригинальных форматах WFP - WaveFront Patch и WFB - WaveFront Bank).
К недостаткам карты можно отнести довольно примитивное ПО. В частности, упоминавшаяся выше программа WavePatch не входит в комплект поставки, и поэтому редактирование «инструментов» сильно затруднено. Однако аудио-редактор Wave SE достаточно удобен в обращении и красив в оформлении, а программа Mouse Player зачастую очень помогает, если недоступна MIDI-клавиатура.
В целом можно рекомендовать эту карту как недорогое решение для музыкантов-профессионалов, позволяющее при известной изобретательности работать с достаточно сложным музыкальным материалом.
Turtle Beach Multisound Pinnacle
Это тоже достаточно популярная карта для шины ISA, построенная на базе синтезатора/эффект-процессора Kurzweil MA-1. Как и в карте Tropez Phis, здесь присутствует 32-голосный WT-синтезатор с основным банком СМ-«инструментов» в 2 мегабайтах ПЗУ. На карту возможно установить до 32 Мбайт памяти в виде двух стандартных 72-контактных модулей SIMM. После этого с картой можно работать как с полноценным сэмплером, хотя специального ПО для этого к карте не прилагается, если не считать упомянутого выше редактора Wave SE, в котором есть возможность напрямую загружать инструменты в память сэмплера. Имеется также довольно развитый эффект-процессор, позволяющий назначать различные эффекты на разные MIDI-каналы. Здесь присутствуют блоки реверберации, хоруса и дополнительных эффектов (цифровые задержки, флэнджеры пр.).
Кроме того, на карте есть внутренний разъем для подключения дочерней звуковой карты. Синтезатор такой карты может использоваться в качестве дополнительных банков «инструментов» для расширения MIDI-возможностей. Имеются разъемы микрофонного и двух линейных входов, а также линейного выхода.
Предусмотрена также возможность подключения специальной платы цифрового интерфейса S/PDIF. При этом гнездо микрофонного входа будет выполнять роль разъема цифрового входа/выхода, если на карте установить соответствующую перемычку. Карта обычно продается уже с установленной платой цифрового интерфейса S/PDIF по цене около 400 долларов (однако можно приобрести ее без цифрового интерфейса, что обойдется приблизительно на 80 долларов дешевле).
К недостаткам карты следует отнести прежде всего очень неважно написанные драйверы. Из-за этого карта очень «капризна», и ее установка обычно требует усилий и времени. К тому же карта не поддерживает стандарт
Plug-n-Play. ПО, прилагаемое к этой карте, также оставляет желать лучшего (похвалы достоин только редактор Wave SE).
Кроме того, на карте отсутствует FM-синтезатор, а также невозможна работа в режиме Sound Blaster. Некоторым пользователям удавалось настроить карту для работы с DOS-играми, однако такая возможность по умолчанию не предполагается. Вообще говоря, судя по отзывам, несмотря на достаточно хорошие «профессиональные» качества, эта карта требует от пользователя хороших навыков работы с компьютером, в том числе в области настройки операционной системы. Поэтому начинающим пользователям карту Multisound Pinnacle лучше не использовать.
Turtle Beach Montego A3D Xstream
В этой карте, появившейся на рынке в апреле 1998 года, практически впервые была применена технология Aureal 3D (A3D). Сегодня это самая передовая технология позиционирования трехмерного звука на два динамика (или на наушники), использующая особенности восприятия человеческого слуха. Для реализации этой технологии служит специальный процессор Vortex, который включает в себя также 64-голосный «волнотабличный» синтезатор и 20-голосный FM-синтезатор для совместимости с Sound Blaster и Sound Blaster Pro. По умолчанию в «волнотабличном» синтезаторе используется 4,5-мегабайтный банк GM-«инструментов», загружаемый в оперативную память компьютера. Кроме того, возможна загрузка дополнительных банков в формате DLS («загружаемые звуки»). Карта допускает полнодуплексную запись/воспроизведение и аппаратно поддерживает все стандарты DirectX и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401. Подключается карта к шине PCI.
Эффект-процессор включает в себя эффекты реверберации и хоруса. Использование 18-разрядных ЦАП/АЦП повышает качество аналоговой записи/воспроизведения, а отношение сигнал/шум на выходе превышает 92 дБ, что делает эту карту пригодной (и даже очень хорошей) для работы с профессиональным музыкальным материалом. Карту можно расширить с помощью подключения цифрового интерфейса S/PDIF и декодера Dolby Surround AC-3.
На карте имеются разъемы микрофонного и линейного входа, а также линейного выхода и стандартного MIDI/Garae порта для подключения внешнего MIDI-мо-дуля или джойстика. Предусмотрено также подключение голосового модема. К карте прилагаются прекрасно написанные драйверы для Windows 95/98/NT и DOS, а также функциональное и красиво оформленное ПО от Voyetra. При всем этом цена карты составляет всего около 30 долларов.
Осенью 1998 года эта карта была признана лучшей по соотношению цена/качество многими компьютерными изданиями и независимыми экспертами. Простые пользователи также хвалят ее. Карта рекомендуется начинающим и продвинутым пользователям, музыкантам-профессионалам и любителям и всем-всем-всем.
Turtle Beach Montego II/Montego II Quadzilla
Весной 1999 года вышел продвинутый вариант карты Montego, названный Montego II. Эта карта также предназначена для шины РС1 и поддерживает стандарт Plug-n-Play.
На карте установлены 18-разрядные ЦАП и АЦП, использующие так называемую улучшенную технологию конвертиворвания частоты дискретизации, причем максимально возможная частота дискретизации равна 48 кГц. Заявленное отношение сигнал/шум - 97 дБ. Карта способна адекватно воспроизводить частоты от 20 Гц до 20 кГц.
Карта поддерживает полнодуплексный режим записи/воспроизведения и может одновременно обрабатывать 96 звуковых потоков PCI. При воспроизведении возможно трехмерное позиционирование с помощью технологии A3D 2.0, включая WaveTracing.
На карте имеются микрофонный и линейный входы, а также основной и дополнительный стереовыходы (разъем дополнительного выхода расположен на внутренней части карты). На карте Montego II Quadzilla, кроме того, имеется второй внешний стереовыход и цифровой выход S/PDIF. На внутренней части карты расположены вход для компакт-диска и вход/выход для голосового модема. Карта имеет 320-голосный волнотабличный синтезатор с 4 Мбайт (у карты Quadzilla - 5 Мбайт) встроенных инструментов (при использовании синтезатора сэмплы кэшируются в системную память). Имеется разъем для подключения дочерней платы синтезатора. Внешний MIDI-интерфейс выполнен как 15-контактный MIDI/Game port. К этому же порту подключается джойстик. На карте есть также внутренний разъем для подключения цифрового интерфейса S/PDIF (он входит в комплектацию Quadzilla).
Обеспечивается режим совместимости с DOS, который может использоваться для старых игр.
Карта Montego II предлагается обычно по цене около 35 долларов, a Montego II Quadzilla - около 50. Кроме того, компания Voyetra Turtle Beach выпускает специальную дочернюю плату синтезатора для карты Montego П. Этот синтезатор называется Cancun и может продаваться как отдельно, так и в комплекте с Montego II Quadzilla (в этом случае этот комплект называется Montego II Home Studio).
Turtle Beach Santa Cruz
Еще одно замечательное изделие от компании Voyetra Turtle Beach. Пожалуй, одной ' из самых интересных особенностей карты Santa Cruz является возможность трехмерного позиционирования с использованием технологий HRTF (использование «виртуальной головы» при расчетах). Обеспечивается также совместимость с технологиями A3D, ЕАХ, IA3D, MacroFX, MultiDrive и Virtual Ear. Обеспечивается также выход на 2, 4 или 6 динамиков в режиме Surround Sound. Имеется также цифровой выход. Кстати, конструктивное решение разъемов интерфейса весьма интересно: имеется один общий разъем желтого цвета, который может использоваться как вход или выход аналоговой линии, выход на наушники или цифровой выход. Режим использования устанавливается программно в панели управления картой. Имеются также стандартные разъемы, такие как микрофонный вход, линейный вход, выход на «передние» динамики и выход на «задние» динамики, а также MIDI/Game port. На карте имеется аппаратный 10-полосный эквалайзер.
Встроенный волнотабличный синтезатор с 8 Мбайт встроенных сэмплов поддерживает загружаемые звуки (DLS) и может воспроизводить до 1024 голосов одновременно. Он воспринимает MIDI-события для контроля эффектов на каждом MIDI-канале.
На карте установлены 18-разрядные АЦП и 20-разрядные ЦАП. Обеспечивается воспроизведение частот в диапазоне от 10 Гц до 20 кГц (в режиме аналоговой линии.- до 120 кГц). Заявленное соотношение сигнал/шум составляет 96 дБ.
На момент написания этих строк карта Santa Cruz представляет собой одно из наиболее удобных и современных решений для музыкальных задач за умеренную цену (в районе 100 долларов).
AVM Apex/Apex Pro
На этой карте использован 32-голосный «волнотабличный» синтезатор Kurzweil МА-1 и сигнальный процессор Motorola 68330 (тактовая частота 10 МГц). Четыре мегабайта сэмплированных звуков от Kurzweil в сжатом виде умещаются в двухмегабайтное ПЗУ карты. В базовой конфигурации карта не имеет оперативной памяти, однако с помощью стандартных 72-контактных модулей SIMM можно установить до 64 Мбайт ОЗУ. Тогда можно будет использовать карту в качестве сэмплера, а также загружать готовые банки «инструментов» (в оригинальном формате) и отдельные звуки в формате WAV. Поддерживается также формат DLS. Карта допускает полнодуплексную запись/воспроизведение и поддерживает стандарты DirectSound и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401.
На карте установлены довольно-таки неважные 16-разрядные ЦАП/АЦП от Analog Devices, которые заметно портят качество звучания. Правда, ситуацию несколько смягчает тот факт, что имеется еще прямой 20-разрядный ЦАП с MIDI-синтезатора.
Имеется два выходных разъема (прямой выход с синтезатора и линейный/ наушниковый выход), два входа (микрофонный и линейный), а также стандартный MIDI/Game порт. Производители выпускают специальную плату расширения, имеющую оптические и коаксиальные цифровые входы/выходы S/PDIF.
Вместе с картой поставляются драйверы для DOS и Windows З.х/95/98/NT. В режиме DOS поддерживается совместимость с Sound Blaster. Карту можно приобрести по цене около 200 долларов, а ее несколько «улучшенную» модификацию под названием Apex Pro - на 30 долларов дороже.
Несмотря на то что разработчики ни на день, похоже, не прекращают совершенствовать Apex, обилие мелких недостатков не позволяет рекомендовать ее для серьезной работы. Наиболее заметный недостаток - отсутствие стабильно работающего специализированного ПО, что, например, очень затрудняет использование Apex в качестве сэмплера.
Terratec EWS64XL / EWS64S
Звуковая карта EWS64XL производства немецкой компании Terratec Electronics, пожалуй, одна из наиболее подходящих для работы с серьезным материалом среди звуковых карт среднего ценового диапазона. Ее «сердце» - сигнальный процессор DREAM, допускающий программную коммутацию внутренних виртуальных модулей. В 64-голосный «волнотабличный» синтезатор могут быть загружены банки инструментов размером до 12 Мбайт. Изначальный размер ОЗУ карты составляет 6 Мбайт, однако с помощью стандартных 72-контакных модулей SIMM память легко расширить до 64 Мбайт. Можно загружать отдельные ВЬ5-«инст-рументы». Имеется также 20-голосный FM-синтезатор от Analog Devices, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster Pro. Эффект-процессор позволяет имитировать объемное звучание на 4 динамика, а также реверберацию и хорус; имеется четырехполосный эквалайзер.
На карте установлены 16- и 18-разрядные ЦАП/АЦП, обеспечивающие соотношение сигнал/шум на уровне 88 дБ. Имеются разъемы линейного выхода и наушников, двух линейных (16- и 18-разрядного) и микрофонного входов и стандартного MIDI/Game-порта.
Характерной особенностью карты EWS64XL является наличие дополнительного коммутационного модуля, который устанавливается в 5,25-дюймовый отсек корпуса компьютера, и разъемы его, соответственно, должны быть выведены на переднюю панель. Этот модуль включает цифровой интерфейс S/PDIF с коаксиальным входом/выходом и оптическим выходом, а также два стандартных (DIN) входа и выхода MIDI и выход на наушники. Наличие такого модуля позволяет легко коммутировать компьютерную систему с внешними устройствами, что весьма привлекательно как для начинающих, так и для продвинутых пользователей компьютера. Более того, наконец-то звуковая карта обрела стандартные MIDI-разъемы, что позволит музыкантам при коммутации устройств обойтись без переходных кабелей (известно, что многих музыкантов, привыкших к «традиционной» работе с MIDI, от использования компьютера отталкивает лишь эта неприятная мелочь).
Данную карту можно приобрести по цене около 500 долларов. Выпускается также ее облегченный вариант под названием EWS64S, который примерно вдвое дешевле, но имеет только 16-битные ЦАП/АЦП, только 2 Мбайт предустановленного ОЗУ и, что самое существенное, в нем отсутствует дополнительный коммутационный модуль. В остальном EWS64S очень напоминает старшую модель.
Terratec EWX24/96
Это еще одна модель в уже описанной линейке звуковых карт Terratec. Она во многом напоминает модель EWS64XL, однако имеются и отличия. Прежде всего, эта карта выполнена для шины PCI и поддерживает 24-битный и 32-битный режимы работы. Карта имеет 4 встроенных входа и выхода и поддерживает частоту дискретизации до 96 кГц.
Заявленное соотношение сингнал/шум равно 100 дБ при работе в режиме 24 бит/ 96 кГц. Имеется цифровой интерфейс S/PDIF, вход для цифровых выходов компакт-диска, а также 36-разрядный аппаратный микшер.
На карте имеется разъем дл подключения MIDI-блока или предусилителя Terratec. Интересно, что в качестве требований к компьютеру в документации карты указа-(на необходимость наличия процессора Pentium II 400 МГц или Athlon 500 МГц.
Guillemot MaxiSound Game Theater 64 и MaxiSound Home Studio Pro 64
Звуковые карты производства французской компании Guillemot International не особенно популярны среди российских пользователей, однако здесь нельзя не упомянуть о двух ее моделях - более дешевой MaxiSound Game Theater 64 и более дорогой MaxiSound Home Studio Pro 64. Обе они построены на базе DSP DREAM и предназначены для шины ISA.
Карты включают в себя 64-голосный «волнотабличный» синтезатор с базовым набором «инструментов» General MIDI (объем 1 Мбайт для Game Theater и 4 Мбайт для Home Studio Pro). Дополнительные «инструменты» могут загружаться в оперативную память карты, первоначальный объем которой 2 Мбайт (Game Theater) или 4 Мбайт (Home Studio Pro). ОЗУ можно расширить с помощью стандартных 72-контактных модулей SIMM до 18 или 20 Мбайт соответственно. Имеется также 20-голосный FM-синтезатор ESS AudioDrive, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster Pro.
На обеих картах установлены простенькие 16-битные ЦАП/АЦП ESS 1868. Кроме того, на Home Studio Pro установлен еще профессиональный 18-разрядный ЦАП/АЦП от Burrbrown (устройства этой фирмы обычно высоко ценятся аудио-филами). 16- и 18-разрядные входы и выходы могут быть использованы одновременно, однако разработчики, очевидно, на это не рассчитывали; например, при попытке одновременной записи с этих двух входов на два канала выясняется, что синхронизация конвертеров отсутствует. Соотношение сигнал/шум заявлено на уровне 85 дБ для Game Theater и 91 дБ для Home Studio Pro (в случае использования 18-битного ЦАП/АЦП).
Эффект-процессоры обеих карт обеспечивают имитацию объемного звучания на 4 динамика, а также эффекты реверберации, хоруса и четырехполосный эквалайзер. Обе карты допускают полнодуплексную запись/воспроизведение и поддерживают стандарты DirectSound и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401. Имеются разъемы трех выходов (линейного, для наушников и surround - для задних колонок), двух входов (микрофонного и линейного) и стандартного MIDI/Game порта. Кроме того, на Home Studio есть еще цифровой интерфейс S/PDIF, расположенный на дополнительной плате.
Карту Game Theater обычно предлагают по цене около 115 долларов, a Home Studio Pro - около 300. В целом можно сказать, что это достаточно качественные изделия с хорошо работающими драйверами, легкие в установке и использовании. К числу достоинств относятся наличие surround-выхода, а также (для Home Studio Pro) 18-разрядного S/PDIF с разъемами RCA (у нас обычно именуемые «тюльпанами»). В качестве недостатков пользователи обычно отмечают невысокое качество утилит управления DSP, что не позволяет использовать все его возможности, а также неудобный и «криво» сделанный редактор инструментов. В любом
случае эти карты (особенно первая) могут быть рекомендованы скорее для озвучивания игр и мультимедийных приложений, чем для работы с музыкой.
Guillemot MaxiStudio ISIS XL
Эта система, состоящая из собственно звуковой карты и внешнего модуля, производит на музыканта-профессионала гораздо лучшее впечатление. При ее создании были использованы новые технологии, облегчающие многоканальную запись через шину PCI.
Карта основана на процессоре DSP Dream. Встроенный 64-голосный синтезатор может использовать до 36 Мбайт, памяти под сэмплированные звуки. Для этого следует расширить его память с помощью установки стандартных модулей SIMM. Изначальный объем сэмплов синтезатора - 4 Мбайт.
На карте имеется два входных разъема (для микрофона и линейный), выходной стереоразъем и разъем surround sound, к которому подключаются 4 динамика. Имеется также MIDI/Game port.
На внешнем модуле расположены 8 входных разъемов типа «джек» и 4 выходных разъема для моносигнала. Здесь же установлены 20"'разрядные ЦАП и АЦП. Имеется также цифровой интерфейс S/PDIF (с оптическими или коаксиальными разъемами RCA).
Кроме того, на внешнем модуле расположены три стандартных MIDI-разъема DIN (In, Out, Thru).
Карта позволяет осуществлять запись с 8 источников одновременно в полнодуплексном режиме. Частота дискретизации при записи может быть равна 32, 44.1 или 48 кГц.
Guillemot Maxi Sound Muse
Это звуковая карта сделана как упрощенный вариант Maxi Studio ISIS. Она также использует улучшенные PCI-технологии. Карта не имеет внешнего модуля, зато имеет возможности трехмерного позиционирования звука с помощью A3D 1.0 или ЕАХ, а также совместима с DOS. На карте расположен встроенный синтезатор, совместимый со стандартом XG.
Карта имеет 2 независимых линейных выхода, микрофонный и линейный входы, а также внутренний вход для CD-дисковода. Рекомендуется в качестве недорогого PCI-решения, например, для озвучивания игр.
Hamnesoft Sound Track 128 Ruby
Данная карта, как и Terratec EWS64XL, собрана на основе сигнального процессора DREAM. Уже одно это говорит о том, что карта позволяет гибко регулировать внутренние настройки и работать с профессиональным музыкальным материалом. Встроенный синтезатор DREAM обеспечивает «волнотабличный» синтез и 64-голосную полифонию. Имеется также 20-голосный FM-синтезатор Crystal 4327, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster Pro. Эффект-процессор создает
имитацию объемного звучания на 4 динамика, эффекты реверберации, хоруса, эквалайзера, а также расширителей Q-Sound и SRS. Имеется как 16-, так и 20-разрядные ЦАП/АЦП фирмы Crystal. Отношение сигнал/шум на выходе составляет 91 дБ (при использовании 20-разрядного преобразователя), а на входе - 81 дБ.
В базовой конфигурации у карты нет оперативной памяти, однако можно установить до 64 Мбайт ОЗУ с помощью стандартных 72-контактных модулей SIMM. В инструментарий входят банки GM, GS и XG объемом от 6 до 12 Мбайт; поставляется набор дополнительных звуков на компакт-диске в форматах 94В и DMF.
Карта допускает полнодуплексную запись/воспроизведение и поддерживает стандарты DirectSound и Windows Sound System (WSS), а также Roland MPU-401. Имеются разъемы трех выходов - линейного, для наушников и surround (для дополнительной пары колонок), а также трех входов - микрофонного и двух линейных; есть и стандартный MIDI/Game порт. G помощью специальной платы расширения можно также установить цифровой интерфейс S/PDIF с коаксиальным и оптическим входом/выходом. Карту с цифровым интерфейсом можно приобрести по цене около 300 долларов, а без такового - на сотню долларов дешевле. К карте прилагаются драйверы для DOS и Windows 95, утилиты управления (они, кстати говоря, очень наглядно и необычно оформлены), а также Voyetra Multimedia Player и различные музыкальные файлы.
В целом карта имеет достаточно низкую стоимость при довольно внушительном наборе функций. Однако драйверы карты работают довольно-таки нестабильно, да и прилагаемое ПО (кроме плейера.от Voyetra) несколько «кривовато». Кроме того, ряд неприятных мелочей портит общую картину. Например, входы и выходы цифрового интерфейса коммутируются через аналоговый микшер на Crystal 4327, и качество звука при этом, естественно, теряется.
Так что в данном случае за относительной дешевизной карты скрывается ряд существенных недостатков. Поэтому Sound Track 128 Ruby можно рекомендовать лишь как «дорогую игрушку», но никак не для серьезной работы.
Профессиональные звуковые системы
Вообще говоря, такие системы обычно достаточно дороги и предназначены для применения в профессиональных музыкальных студиях, однако некоторые из них все же вписываются по ценовой категории в состав домашней студии на базе «обычного» персонального компьютера. Основное отличие подобных устройств - возможность одновременной многодорожечной записи, воспроизведения и обработки в реальном времени. Конечно, для работы с такой системой играет роль и скорость вашего жесткого диска, и некоторые другие его характеристики (например, метод термокалибровки). Ниже приведены краткие сведения об этих системах.
Aardvark Studiol2 / Studio 88
Эта карта имеет по 2 аналоговых и по 10 цифровых входов и выходов, причем два цифровых входа/выхода имеют интерфейс S/PDIF, a 8 остальных - ADAT (или TDIF для Studio 88). Максимальное разрешение на цифровом выходе -
24 бита. На карту установлены 18-разрядные ЦАП/АЦП. Карта присоединяется к шине PCI. На ней установлен оригинальный сигнальный процессор (DSP).
AdВ Multi!Wav Digital PRO24
А на этой карте вообще нет аналогового входа, зато на двух аналоговых выходах стоит 24-разрядный преобразователь. Карта имеет 2 цифровых входа/выхода через интерфейсы AES/EBU и S/PDIF (оптический и коаксиальный с разъемом RC А). Максимальное разрешение на цифровом выходе - 24 бита. Карта присоединяется к шине ISA. Поддерживается частота дискретизации 96 кГц.
Digidesign Audiomedia III
Карта имеет по 2 аналоговых и цифровых входа и выхода. Цифровой интерфейс - S/PDIF, максимальное разрешение на цифровом выходе - 24 бита. Установлены 18-битные ЦАП/АЦП. Карта предназначена для соединения с шиной PCI.
Digital Audio Labs DIGITAL ONLY CardD / CardD+ with I/O CardD
Это относительно недорогой цифровой интерфейс S/PDIF для ПК (шина ISA). Имеется 2 цифровых входа/выхода с коаксиальными разъемами RCA. На CardD+ установлены также 2 аналоговых входа/выхода с 18-битными преобразователями. Карта очень «капризна» по части распределения ресурсов компьютера, и настройка ее обычно занимает довольно много времени (особенно если кроме нее в ПК есть еще обычная звуковая карта).
Digital Audio Labs V8
Это большая и довольно дорогая система записи на жесткий диск, поддерживающая всевозможные типы цифровых интерфейсов - AES/EBU, ADAT, TDIF, S/PDIF. На ней расположены 8 аналоговых и цифровых входов/выходов, которые выведены на отдельный коммутационный модуль. Связь с аналоговыми входами/выходами осуществляется через 16-битные преобразователи. В целом это очень «быстрая» система, выдерживающая огромные «аудионагрузки». Коммутируется через шину ISA.
ENSONIQ Paris
Эта система также комплектуется дополнительным модулем с 8 аналоговыми и 8 цифровыми входами и выходами, причем есть разные варианты разъемов. Поддерживаются интерфейсы S/PDIF, ADAT, TDIF. Установлены 20-разрядные ЦАП/АЦП. Коммутируется через шину PCI.
Echo Audio MONA/DARLA 24/GINA 24/ LAYLA 24
Эти системы появились на рынке недавно и продаются по относительно доступной цене (Darla 24 - примерно 370 долларов, Gina 24 - 470, Layla 24 - 850). 24-битные
ЦАП/АЦП выводят звук на 4-8 аналоговых выходов. Число аналоговых входов также может достигать 8. Максимальное разрешение на цифровых входах/ выходах - 24 бита. Имеется 2 цифровых входа/выхода (S/PDIF), а также интерфейс ADAT (у всех карт, кроме Darla). Карты соединяются с шиной PCI, причем у них есть также внешний коммутационный модуль; установлен оригинальный сигнальный процессор (DSP). Кроме того, LAYLA 24 имеет MIDI-интерфейс.
SEK'D Prodif24/32/96/Gold
Карты этой серии очень похожи друг на друга. Они в большинстве случаев не снабжены аналоговыми входами и выходами (карты 32 и Gold имеют по 2 аналоговых выхода через 20-разрядный преобразователь). У карт 24 и 96 есть интерфейсы AES/EBU и S/PDIF, у Gold - ADAT и S/PDIF, у 32 - только S/PDIF. Максимальное разрешение на цифровых входах/выходах - 24 бита. Все карты имеют по 2 цифровых входа и выхода (кроме Gold, у которой их 8). Карта 24 коммутируется на шину ISA, остальные - на PCI. Все карты, кроме 24, поддерживают 32-битную обработку сигнала, а карта 96 - частоту дискретизации 96 кГц.
YAMAHA DSP Factory(DS2416)
Это мощная карта для шины PCI. Она снабжена 8 аналоговыми и 16 цифровыми входами/выходами, 20-битными ЦАП/АЦП и имеет разрешение 32 бита на цифровых входах/выходах. Поддерживает все типы цифровых интерфейсов. Интересная особенность: на тот случай, когда пользователю не хватает скорости работы карты, предусмотрена возможность «связать» две такие карты для работы в единой системе.
Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные модели звуковых карт. Какая из них более всего подойдет именно вам - зависит от тех задач, которые вы перед собой ставите. Прежде чем перейти к компьютерным программам для работы с музыкой, окинем взглядом нашу студию и посмотрим, все ли необходимые устройства в ней присутствуют. Скорее всего - нет. О внешних устройствах, которые наверняка вам рано или поздно понадобятся в вашей домашней компьютерно-музыкальной студии, и пойдет речь в следующей главе.
www.xaosland.narod.ru