В предыдущих выпусках журнала я
немного рассказал о компьютерных звуковых
картах и программном обеспечении для работы со
звуковым и музыкальным материалом. Однако это
было рассчитано на читателей, так или иначе
знакомых с цифровым звуком вообще и его
компьютерным приложением в частности; у
большинства потенциальных пользователей этих
технологий возникли, скорее всего, закономерные
вопросы вроде: "Частота дискретизации 44 кГц -
это много или мало?", "Чем компьютерный
WT-синтезатор отличается от обычного
клавишного?", "Можно ли компьютерной картой
заменить профессиональную студию?" и т.п.
Поэтому сейчас я решил сделать "шаг назад" и
поговорить о принципах и свойствах цифрового
звука и об использовании его в компьютерных
системах.
Прежде всего, сам принцип
представления звука в цифровой форме
предполагает уничтожение какой-то части
информации в нем. Исходная, непрерывная кривая,
описывающая амплитуду звуковой волны,
подвергается дискретизации - разбиению на
отдельные интервалы (отсчеты), внутри которых
амплитуда считается постоянной; таким образом
фиксируются временные характеристики волны.
Затем эти мгновенные значения амплитуды еще раз
разбиваются на конечное число значений - теперь
уже по самой величине амплитуды - и выбирается
наиболее близкое из этих дискретных значений;
так фиксируются амплитудные характеристики.
Если говорить по отношению к графику
(осциллограмме) звуковой волны, то можно сказать,
что на него накладывается некая сетка - крупная
или мелкая, которая определяет точность
преобразования волны в цифровую форму.
Мелкость временной сетки -
частота дискретизации - определяет прежде всего
частотный диапазон преобразуемого звука. В
идеальных условиях для передачи сигнала с
верхней частотой F достаточно частоты
дискретизации 2F, в реальных же приходится
выбирать некоторый запас. Точность же
представления самих значений амплитуды -
разрядность отсчетов - определяет в первую
очередь уровень шумов и искажений, вносимых при
преобразовании. Естественно - снова для
идеального случая, поскольку шумы и искажения
вносятся и другими участками схемы.
В начале 80-х, когда
разрабатывалась система "компакт-диск",
ориентированная для бытового применения, по
результатам экспертных оценок была выбрана
частота дискретизации 44.1 кГц и разрядность
отсчета 16 бит (65536 фиксированных уровней
амплитуды). Этих параметров достаточно для
точной передачи сигналов с частотой до 22 кГц, в
которые вносится дополнительный шум на уровне
примерно -96 дБ. На уровне бытовой аппаратуры
конца 70-х эти параметры выглядели довольно
заманчиво - тем более, что акустических систем,
способных более-менее точно передать звук с
такими параметрами, тогда практически не
существовало. В студийной работе использовалась
та же разрядность отсчета при частоте
дискретизации 48 кГц, что в то время считалось
вполне достаточным.
За прошедшее время ситуация
сильно изменилась - значительно возросло
качество передачи звука в студийных и бытовых
системах, снова вошли в моду ламповые усилители и
схемы, когда-то признанные неэффективными, но
вносящие в звук меньше искажений, чем новые, и
многие стали жаловаться на характерный
"цифровой" призвук в музыке на
компакт-дисках, причиной которого явилась
недостаточные разрядность отсчетов и прежде
всего - частота дискретизации. Дело в том, что при
оцифровке сигнала с частотой дискретизации F
необходимо полностью удалить все его
составляющие с частотами выше F/2. Обычные
аналоговые проигрыватели и усилители, для
которых гарантировалась передача диапазона до 20
кГц, на самом деле не вырезали из сигнала более
высоких частотных составляющих - их амплитуда
просто постепенно спадала, и у качественных
аппаратов этот спад был более пологим, а звук -
более естественным и прозрачным. Однако при
глубоком подавлении высших частот - даже тех, что
неслышимы сами по себе - общая звуковая картина
меняется достаточно заметно для хорошей
аппаратуры и тренированного слуха.
Таким образом, весьма высокие
еще для начала 90-х параметры цифрового звука "16
бит/44.1 кГц" сейчас могут считаться лишь
минимально допустимыми для понятий
"качественный звук" и "Hi-Fi". В студийной
работе происходит переход на стандарт "24
бита/96 кГц", который по теоретически
достижимому качеству пока заметно перекрывает
возможности существующих звуковых систем.
Внутри стандарта "компакт-диск",
ограниченного своими 16 разрядами и 44.1 кГц
частоты дискретизации, используется
преобразование цифрового звука под большую
частоту дискретизации и разрядность с
последующей интерполяцией промежуточных
значений. Само по себе это не улучшает качества
звука, однако позволяет заметно снизить
погрешности, возникающие из-за неидеальности
ЦАП, фильтров и прочих элементов тракта.
В обычной же компьютерной
звуковой карте уже при простых
записи-воспроизведении трудно достичь даже
качества хорошего проигрывателя компакт-дисков,
не говоря уже о том, чтобы полностью
"вычерпать" потенциальные характеристики
внедряемых сейчас более высоких частот и
разрядностей. Происходит это потому, что
компьютерная карта во многом является зависимым
устройством, получая питание от источника
компьютера и находясь под влиянием
разнообразных помех и наводок от прочих
компьютерных компонент. Подавляющее большинство
карт имеют совмещенные на одном кристалле ЦАП и
АЦП, что снижает их помехозащищенность. Более
"грамотное" проектирование звуковой карты -
введение корректирующих и помехоподавляющих
цепей, стабилизации питания, вынос
чувствительных компонент за пределы компьютера -
сразу же резко увеличивает ее стоимость, что
снижает объемы продаж и еще более поднимает
продажную цену, которая уже начинает
приближаться к цене младших моделей студийных
аппаратов. Покупка "фирменных" компьютеров
со сниженным уровнем помех также плачевно
сказывается на общей выгоде.
Примерно такая же картина
складывается с параметрами компьютерных
WT-синтезаторов: к недостаткам собственно в
качестве звука добавляется ограниченность тех
или иных возможностей, которые в автономных
профессиональных аппаратах представлены более
полно. Нередко богатые аппаратные возможности
синтезатора не поддерживаются должным образом
его программным обеспечением, а для
пользователя-музыканта это равнозначно их
отсутствию. Чрезвычайно скудна документация,
часто не освещающая до конца всех возможностей -
особенно в сравнении с пухлыми томами описаний
профессиональных инструментов.
Таким образом, возникает
парадокс: главное преимущество компьютерных
карт - их сравнительно низкая стоимость по
отношению к возможностям - с лихвой
компенсируется явно недостаточными по
сегодняшним меркам качеством звука, аппаратных
возможностей по его обработке, уровнем
программного обеспечения. К тому же многие
серьезные производители - Roland, Ensoniq, Yamaha - вполне
умышленно ограничивают качество и возможности
выпускаемых ими компьютерных карт по сравнению с
самостоятельными изделиями. Поэтому у
пользователей - прежде всего музыкантов -
возникает справедливый вопрос: оправдывает ли
себя идея использования компьютера, или же в ней
больше от рекламных трюков на популярном нынче
направлении?
Ответ прост: в современном
процессе работы со звуком и музыкой без
компьютера не обойтись - кроме известных
направлений чисто акустической музыки,
исполняемой "живьем". Другое дело - нужно
правильно определить место компьютера в этом
процессе. Было бы неверно полагать, что можно полностью
заменить профессиональную студию с кучей
серьезной и дорогой аппаратуры и звукоинженеров
одним недорогим бытовым компьютером с недорогой
же звуковой картой. Однако с их помощью можно начать
делать то, что традиционно делалось только в
"серьезных" студийных условиях - у себя дома
или в небольшой любительской студии. Можно
изучить и освоить возможности синтезатора,
эффект-процессора, приемы воздействия на звук
для получения желаемой его динамики и окраски,
научиться записывать, создавать и использовать
собственные звучания, подготавливать и сводить
фонограммы. Для любителя и даже профессионала, не
требующего сверхвысокого качества звука, даже
этого может оказаться вполне достаточно, а
остальные довольно скоро почувствуют
ограниченность простой конфигурации - и весьма
легко смогут заменить ее на более сложную и
качественную, причем чаще всего - с гораздо
меньшими потерями, чем при работе только с
самостоятельными аппаратами. Вначале это может
быть замена на более серьезную и качественную
звуковую карту, затем - на автономные устройства
с компьютерным управлением. Важно то, что при
помощи компьютера нужным с программным
обеспечением можно "выжать досуха"
практически любой аппарат, для управления
которым с его собственной панели просто-напросто
не хватает рук.
Кроме этого, многие
профессиональные музыканты пользуются
компьютерными картами для создания так
называемых "домашних заготовок" - как и
многие писатели, архитекторы или модельеры. В
условиях дороговизны аренды студийного времени
нередко оказывается более выгодным спокойно
подготовить дома "черновик", не обращая
особого внимания на несоответствие уровня шумов,
прозрачность звука и натуральности имитации
традиционных инструментов студийным канонам, а
затем уже принести его в студию, где опытные
специалисты быстро подберут аналогичные режимы
работы "серьезной" аппаратуры, которая
исполнит то же самое с "настоящим студийным
качеством". Такой подход позволяет наиболее
оптимально организовать разделение труда,
оставив музыканту работу собственно над музыкой,
а звукоинженеру - над ее сведением и записью.
Мне часто приходится
консультировать музыкантов и звукорежиссеров -
как любителей, так и профессионалов - в вопросах
применения компьютеров в их работе. И нередко
приходится сталкиваться и с непонятным желанием
получить все "в одном флаконе", соединив
принципиально несовместимые требования, и с
разочарованием от того, что не получится, купив
недорогой компьютер, сразу же приступить к
выпуску у себя дома компакт-дисков мирового
класса. Однако мне еще не приходилось видеть
человека, который, хотя бы наполовину
разобравшись в звуковых возможностях
компьютера, после этого смог бы отказаться от его
использования. В этом и состоит правильный
подход: не заменить одним инструментом все
остальные, а применить его там, где ему самое
место - только в этом случае достигается
наибольший эффект от вложения и средств, и
усилий, и времени.